Создатель разработки: Татульян оксана Владимиривна воспитатель высш
Учебные материалы


Автор разработки: Татульян оксана Владимиривна воспитатель высш



Карта сайта rvionso.ru
Методическая разработка

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности


Автор разработки:


Татульян оксана Владимиривна


воспитатель высш. кв. категории


МБДОУ «Детский сад № 12» г.Рязани


Содержание

5
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 5
2. Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста 11
3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы 19
4. Система работы, проведенная по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность. 25
Формирование речевой активности 27
Работа с родителями. 27
Заключение 30
Литература 31
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Приложение 3 37
Приложение 4 38
Приложение 5 41


Пояснительная записка


Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволя­ет выйти за пределы конкретной ситуации.
Ф.А. Сохин отмечал, что «в младшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов» [27, с.64]. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения.
Овладение словом перестраивает все основные психические про­цессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обоб­щенный характер; внимание при направляющем участии слова ста­новится активным; процессы памяти превращаются в акты произволь­ного запоминании.
Одна из важнейших особенностей психологического развития детей четвертого года жизни — увеличение доли произвольных, преднамеренно выполняемых ребенком действий. Преднамерен­ность всегда связана с элементарным осознанием выполняемого действия. Это имеет большое значение в развитии речи. В этом возрасте резко возрастает любознательность детей, которую важно использовать для воспита­ния интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для форми­рования начатков контроля и самоконтроля за речью.
Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изо­бретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизи­рующих речь детей.
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Л.В. Артемова указывает, что «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи» [3, с.6].
В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни. В разработке этой проблемы принимали участие Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.И. Тихеева, Г.М. Лямина, М.И. Попова и другие.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Актуальность

создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Цель

: изучить возможности и особенности использования театрализованной деятельности для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Объект:

развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет:

процесс активизации словаря детей второй младшей группы средствами театрализованной деятельности.

Задачи:



  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;

  2. изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;

  3. проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;

  4. выявить уровень развития словаря у детей второй младшей группы детского сада.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная