Цели: Улучшать умение определять степень окисления элемента в соединении
Учебные материалы


Цели: Совершенствовать умение определять степень окисления элемента в соединении



Карта сайта novopoiskmsk.ru
Образец карточки:

Самостоятельная работа №23


Распределение электронов в атомах элементов

Карточка №1


Изобразите электронную конфигурацию атомов, укажите тип (s-, p-, d-) элемента № 11

Самостоятельная работа №24


Тема:

Степень окисления


Цели:

  • Совершенствовать умение определять степень окисления элемента в соединении.

  • Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 7 минут
Задание:

№ карточки

Задание

1

6

11

16

21

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 1.

2

7

12

17

22

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 2.

3

8

13

18

23

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 3.

4

9

14

19

24

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 4.

5

10

15

20

25

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 5.

Образец карточки:

^ Самостоятельная работа №24


Степень окисления

Карточка №1


«Задачник по химии 8 класс»
стр. 86 № 7-24 строка 1.

Самостоятельная работа №25


Тема:

Окислительно-восстановительные реакции


Цели:

  • Совершенствовать умение определять степень окисления элемента в соединении.

  • Совершенствовать умение описывать сущность ОВР методом электронного баланса.

  • Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут
Задание:

№ карточки

Задание 1

Задание 2

1

9

17

25

«Задачник» стр. 90 № 7-36 а)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 д)

2

10

18

26

«Задачник» стр. 90 № 7-36 б)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 в)

3

11

19

27

«Задачник» стр. 90 № 7-36 в)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 б)

4

12

20

28

«Задачник» стр. 90 № 7-36 г)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 а)

5

13

21

29

«Задачник» стр. 90 № 7-36 а)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 а)

6

14

22

30

«Задачник» стр. 90 № 7-36 б)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 б)

7

15

23


«Задачник» стр. 90 № 7-36 в)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 в)

8

16

24


«Задачник» стр. 90 № 7-36 г)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 д)

Образец карточки:

^ Самостоятельная работа №25


Окислительно-восстановительные реакции

Карточка №1


«Задачник по химии 8 класс»

  1. стр. 90 № 7-36 а)

  2. стр. 91 № 7-42 д)

В приложении 1 приведены раздаточные карточки и бланки ответов для проведения самостоятельных работ по предлагаемой методике.

^ 2. ПРОГРАММА «ШАГИ К УСПЕХУ»


Направление «Шаги к успеху» служит для коррекции и систематизации знаний учеников, отсутствовавших из-за болезни, или испытывающих затруднения при изучении учебного материала. Ученику по его желанию выдается инструктивный лист, на котором поэтапно изложены темы, требования к усвоению и примерные задания, направленные на ликвидацию пробелов. Выполнение всех шагов гарантирует усвоение материала на базовом уровне.
Разработаны и активно применяются «Шаги к успеху» по следующим темам:

  1. «Первоначальные химические понятия»

  2. «Классы неорганических веществ»

  3. «Строение атома»

Инструктивный лист сопровождается инструкцией по выполнению и пожеланиями успеха:
Полное и тщательное выполнение всех шагов обязательно приведет к успеху любого ученика. Переходить к следующему шагу можно лишь после того, как хорошо усвоен предыдущий.
Желаю успехов.

^ ПРОГРАММА «ВОСЕМЬ ШАГОВ К УСПЕХУ» ПО ТЕМЕ


«ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»




Тема

Требования к усвоению

Примерные задания

Шаг 1

Символы химических элементов

Знать наизусть символы химических элементов, названия и произношение (стр. 24 учебника)

Записать символы, названия и произношение элементов.

Шаг 2

Простые и сложные вещества.

Различать простые и сложные вещества. Знать наизусть формулы простых веществ двухатомных молекул: H2, Cl2, F2, N2, O2, Br2, I2.

Записать формулы простых веществ, образованных элементами: сера, железо, натрий, азот, калий, кислород, водород.

Шаг 3

Металлы и неметаллы.

Запомнить важнейшие неметаллы (отметить себе в периодической системе):
H, B, C, N, O, F, Si, P, S, Cl, I.

Распределите элементы на металлы и неметаллы: калий, фосфор, алюминий, железо, сера, кальций, водород, никель. Запишите формулы простых веществ, образованных этими элементами.

Шаг 4

Валентности элементов.

Запомнить валентности важнейших элементов: водород - I, кислород – II.
Составить таблицу-памятку «валентности элементов».

Уметь пользоваться памяткой.

Шаг 5

Определение валентности элементов по формуле.

Изучить алгоритм на стр. 53 учебника. Научиться применять его для расчетов.

Определить валентности элементов в веществах (задачник №1-69).

Шаг 7

Составление химических формул по валентности.

Изучить алгоритм на стр. 54 учебника. Изучить и понять правила составления формул веществ на стр 53-54.

Составить формулы веществ по валентности (задачник №1-70)

Шаг 8

Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций.

Изучить алгоритм составления уравнений химических реакций стр. 65-66 учебника. Научиться применять алгоритм.

Преобразуйте схемы в уравнения реакций (расставьте коэффициенты) задачник № 2-3, 2-5, 2-6 и т.д. (чем больше, тем лучше).

^ ПРОГРАММА «ШАГИ К УСПЕХУ»


ПО ТЕМЕ «КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»




Тема

Требования к усвоению

Примерные задания

Шаг 1

Номенклатура кислот и кислотных остатков

Знать наизусть названия кислот и кислотных остатков.

Записать формулу, название кислоты и название кислотного остатка.

Шаг 2

Классификация неорганических веществ.

1. Знать отличительные признаки классов.
2. Уметь определять класс веществ по формулам и по названию.

Определить класс, к которому относятся вещества, назвать их (Химический тренажер, учебник стр. 123-124)

Шаг 3

Составление формул неорганических веществ.

Уметь составлять формулы оксидов, солей и оснований с учетом валентности.

Составить формулы веществ: гидроксид калия, нитрат цинка, сульфат кальция, фосфат натрия, хлорид алюминия и т.д.

Шаг 4

Составление генетических рядов металлов и неметаллов.

^ Простое вещество → оксид → гидроксид → соль. Уметь составлять генетические ряды для металлов и неметаллов.

Составить генетический ряд, основоположником которого является: сера, натрий, цинк, фосфор, углерод, алюминий.

Шаг 5

Составление уравнений реакций, подтверждающих превращения внутри генетических рядов.

Уметь оставлять уравнения реакций:
1. Простое вещ-во + О2 → оксид
2. Оксид + Н2О → гидроксид (кислота или основание)
3. основание + кислота → соль + Н2О

Для ранее составленных генетических рядов уметь составлять уравнения реакций.

Шаг 6

Составление уравнений реакций, протекающих между представителями разных генетических рядов.

Уметь составлять уравнения реакций:
1. Ме + кислота
2. осн. Оксид + кислота
3. основание + кислота
4. осн. Оксид + кисл. оксид
5. основание + кисл. оксид
Знать условия протекания данных реакций.

Получить соль, используя уравнения реакций между представителями разных генетических рядов: карбонат калия, фосфат натрия, сульфат алюминия.

Шаг 7

Составление уравнений реакций обмена.

1. Знать условия протекания реакций обмена: осадок или газ.
2. Уметь составлять уравнения реакций:
Кислота + соль →
Соль + соль →
Щелочь + соль →
Знать условия их протекания.

Составить уравнения реакций между:
а) нитратом меди (II) и гидроксидом калия
б) хлоридом алюминия и нитратом серебра
в) серной кислотой и сульфитом калия.

Шаг 8

Свойства неорганических веществ.

Иметь целостное представление о возможности протекания реакций между веществами.

Составить уравнения реакций между веществами, взятыми попарно: магний, соляная кислота, гидроксид калия, сульфат меди (II), оксид углерода (IV), оксид калия.

^ ШАГИ К УСПЕХУ по теме «Строение атома»




Тема

Требования к усвоению

Примерные задания

Шаг 1

Состав атома

Знать частицы, входящие в состав атома и уметь, используя периодическую таблицу определять число протонов, нейтронов и электронов в атоме.

p+=Z, e-=Z, n0=A-Z (Z – порядковый номер, А – атомная масса)



Определить число протонов, нейтронов и электронов в атомах Al, K, Zn, P.

Шаг 2

Атомные орбитали

Знать определение атомной орбитали, знать типы орбиталей (s-, p-, d-, f-орбиталь) и формы s–, p- орбиталей. Знать число электронов на орбитали и уметь изображать орбитали графически (клеточками).

Что означают записи: s1, p4, d7, s2, p2?

Шаг 3

Энергетические уровни

Знать определение энергетического уровня, уметь рассчитывать по формуле число орбиталей на уровне

(N=2n

2

).



Сколько электронов может располагаться на втором уровне? Какие орбитали они занимают? Что означают записи: 2s, 3d, 5p, 4s, 1s.

Шаг 4

Принцип заполнения электронами орбиталей

Уметь формулировать принцип наименьшей энергии. Наизусть знать порядок заполнения электронами орбиталей.

1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6 5s2 4d10 5p6 6s2



Записать порядок заполнения электронами орбиталей, уметь объяснять, почему именно так располагаются орбитали в ряду.

Шаг 5

Электронная конфигурация атома

Уметь записывать электронную конфигурацию атома в соответствии с порядком заполнения электронами орбиталей. S 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4

Записать электронную конфигурацию атома Na, P, O, Li.

Шаг 7

Распределение электронов по энергетическим уровням

Зная максимально возможное число электронов на уровне, и используя электронную конфигурацию атома, уметь рассчитывать число электронов на уровне для конкретного атома.
S +16 ) ) )
2 8 6

Записать распределение электронов по энергетическим уровням в атомах Na, P, O, Li.

Шаг 8

Характер элемента: металл - неметалл

Знать что у атомов металлов на внешнем уровне 1-2 электрона, у неметаллов 3 и более.
^ У атома S на внешнем уровне 6 электронов, значит сера – неметалл.

Определить характер элементов Na, P, O, Li.

Шаг 9

Электронно-графическая формула атома

Уметь записывать электронно-графическую формулу атома.

Записать электронно-графическую формулу атомов Na, P, O, Li.

Шаг 10

Семейства элементов

Знать, что семейство элемента определяется типом орбитали, на которой располагается самый последний электрон.
^ В атоме S последний электрон располагается на р-орбитали, значит S это р-элемент

Определить семейство элементов Na, P, O, Li.

Шаг 11

Конфигурации ионов

Знать, что отрицательный заряд означает избыток электронов по сравнению с атомом, а положительный заряд – недостаток электронов.
Ион S2-имеет на два электрона больше, чем атом серы, то есть в нем 16+2=18 электронов. Электроны располагаются в соответствии с принципом наименьшей энергии: S 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6

Определить конфигурации ионов Na+, O2-, Li+.

^ 3. ПРОГРАММА «ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПЯТЕРОК»


Программа «Тетрадь для пятерок» позволяет осуществлять систематическую работу с учениками, успешно усваивающими программу. Непременным условием получения «Тетради для пятерок» является отличное выполнение базовой части программы. В отдельной тетради ученикам предлагается выполнять развивающие задания повышенной сложности. Любое выполненное задание из этой тетради может быть оценено только отличной оценкой. В тетради ведется диалог учителя и одаренного ученика, позволяющий осуществлять подготовку к олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конференциям.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н.Е., Титова И.М. и др. – 2-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2004.

  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  3. Титова И.М. Малый химический тренажер. М.: Вентана-Граф, 2004.

  4. М.В. Зуева, Н.Н. Гара Контрольные и проверочные работы по химии. 8 - 9 кл. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. «Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной школы». 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.

  6. Гольдфарб Я. Л. и др. Химия. Задачник. 8 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1999.

  7. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для средней школы. – М.: Оникс, 2000.

  8. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

  9. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 классы. – М. АСТ-ПРЕСС, 2001.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная