Галенчук Натальи Владимировны2010 годВведение
Учебные материалы


Галенчук Натальи Владимировны2010 годВведение



Карта сайта gratiat.com

МОУ Карповская средняя общеобразовательная школа




учителя начальных классов


Галенчук Натальи Владимировны


2010 год


Введение.



  1. Информация об учителе.

2. Методики преподавания словарной работы .
3. Работа над проблемой «Словарная работа на уроках русского языка и развитие орфографической грамотности у младших школьников».
- достижение названной цели
- обучение решению орфографических задач
Таблица показателей качества обучения.
Выводы.
Приложение.

^ 1.


Я, Галенчук Наталья Владимировна,

работаю учителем начальных классов в МОУ Карповской средней общеобразовательной школе с 1997года
Имею среднее специальное педагогическое образование. Закончила Константиновский учебно-педагогический колледж в 1997 году по специальности «учитель начальных классов»
Общий педагогический стаж 13 лет.
Имею 2 квалификационную категорию по должности «учитель» с 2000 года
За свою педагогическую деятельность награждена грамотами.

2."Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев


В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется.

^ 3. Я работаю над проблемой «Словарная работа на уроках русского языка и развитие орфографической грамотности у младших школьников».


Считаю, что одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся, верно, употреблять изученные правила правописания.

^ Достижение названной цели предполагает

:

  • Знакомство школьников с орфографическими понятиями (изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма и «опасные места» в словах, то есть опознавательные признаки орфограмм)

  • Формирование орфографических умений на основе понятий

  • Формирование умения писать слова с непроверяемыми написаниями.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонетического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.
Это задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанием, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

^ В классе я начинаю обучение решению орфографических задач некоторых типов. Это задачи:



  • На выбор буквы для обозначения звука (звукобуквенные), например: ТРА(А,О)ВА, ГРУ(З,С), Ж(Ы,И)Л, Ч(Я,А)С, Щ(У,Ю)КА

  • На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения, например: (ш,Ш)арик, (М,м)аша, (д,Д)он

  • На определение места знака переноса в слове, например: ОРЕ-ХИ или О-РЕХИ, ЛЕЙ-КА или ЛЕ-ЙКА, КОЛЬ-ЦО или КО-ЛЬЦО

  • На слитно-раздельное написание слов, например: В КЛАСС или ВКЛАСС.

Для их решения использую стихотворные упражнения по орфографии, так называемые «запоминалки»
Также начиная с 1 класса использую различные карточки, в которые включаю словарные слова или слова на какую-то определенную тему: «Снежный ком».
Во 2-м классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по орфографии. Оттачивается базовое умение – обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «ошибко-опасные» места – орфограммы.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между основной и начальной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, ввожу понятие «орфограмма».
Вместе с детьми составляется памятка, которая на длительное время становится руководством для нахождения основной массы орфограмм. Эта памятка называется «Какие буквы нельзя писать на слух».
Памятка.

  1. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  2. Буквосочетания чк, чн, щн, чт.

  3. Правописание буквы ъ разделительный.

  4. Правописание буквы ь разделительный.

  5. Безударные гласные в корнях слов.

  6. Парные согласные на конце слова.

Имея перед собой такую памятку, учащиеся могут выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, какую писать.
Знакомство с разными орфограммами я провожу в игровой или занимательной форме, использую дидактические игры, упражнения, головоломки, загадки, шарады, кроссворды.
В начальной школе формируются следующие виды орфографических умений:

  • Нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами;

  • правильное написание слов с изученными орфограммами;

  • обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме.

Как правило, эта работа совпадает с периодом формирования навыка письма по написанию данных орфограмм, поэтому все эти упражнения разнообразят виды работ на уроке.
В 3 и 4 классах для формирования орфографической грамотности используются специальные и неспециальные орфографические упражнения.
К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты.
Списывание в первую очередь опирается на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также речедвигательный. Так как существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, я приучаю к обязательному послоговому проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.
Обучающие диктанты как специальное орфографическое упражнение подразделяются на диктант без изменений, диктант с изменением формы, выборочный диктант. Диктант опирается на все четыре вида орфографической памяти. Но ведущими являются слуховой и речедвигательный виды.
На уроках систематически провожу словарную работу. Написание словарных слов дети заучивают наизусть. Орфограмму в слабой позиции подчеркивают. Для лучшего запоминания слов обращаемся к толковому словарю.
Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.
Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!
На сегодняшний день я использую уроки с использованием программы Power Point.
Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.
^

Таблица показателей качества обучения 3-й класс, 4-й класс


Выводы.


Из таблицы видно, что качество знаний учащихся высок и стабилен. Заметен рост качества знаний по русскому языку чтения и окружающего мира. Что касается математики, то здесь мы видим незначительное снижение качества. Это связано с тем, что повысились требования к изучаемому предмету. Если в первом классе дети в большей степени имели опору на жизненный опыт, и учитель предлагал материал по данному предмету, то уже в четвёртом классе приоритетна самостоятельная работа, где учащимся при подготовке к уроку необходимо было использовать дополнительную литературу, а учитель выступал только в роли консультанта.
У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
- они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Приложение




edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная