Информационное обеспечение ИС
Учебные материалы


Информационное обеспечение ИС



Карта сайтаquality-stone.ru

ТЕМА 7. Информационное обеспечение ИС.

  • Лекция 20-21.

  • Состав и структура

  • информационного обеспечения.


Структура АЭИС.



Информационное обеспечение

– это совокупность проектных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в ИС.
  • Информационное обеспечение

    – это совокупность проектных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в ИС.
  • Информационное обеспечение

    предназначено для отражения совокупности информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений.










Внутримашинное ИО

  • Внутримашинное ИО

    система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску и передаче в виде, удобном для восприятия техническими средствами.



Задачи ИО и методы их решения

  • Однозначное и экономичное представление информации в системе

  • Организация процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами

  • Организация взаимодействия пользователей с системой

  • Обеспечение эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации



Требования к ИО

  • Предоставление полной, достоверной и своевременной информации для реализации экономических расчетов и принятия управленческих решений.

  • Минимизация затрат на процедуры сбора, хранения, поиска, обработки и передачи информации.

  • Обеспечение взаимной увязки задач функциональных подсистем на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов.



Структурные единицы ИО



Реквизит –

информационная единица самого низкого уровня.

  • Реквизит –

    информационная единица самого низкого уровня.



Реквизиты



Показатели

  • Показатель

    – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики объекта управления.

  • Показатель

    образуется путем сочетания одного реквизита-основания и всех относящихся к нему реквизитов-признаков.

  • Совокупность показателей образует

    информационное сообщение

    (документ).

  • Показатель

    является минимальной по составу информационной совокупностью для образования самостоятельного документа.



Пример показателя

  • Показатель «Количество работников»

  • Формулировка:

    в марте 2010 года в отделе главного технолога работало 25 человек.

  • Структура показателя



Информационные единицы верхнего уровня

  • Группа однородных документов составляет

    информационный массив

    .

  • Массивы по семантическому признаку могут объединяться в

    информационные потоки

    , используемые при решении различных комплексов задач управления.

  • Информационный поток

    – совокупность перемещаемых данных, относящихся к какому-то конкретному участку экономических расчетов (поток информации, характеризующий выпуск продукции).





Информационные единицы верхнего уровня

  • Группа однородных документов составляет

    информационный массив

    .

  • Массивы по семантическому признаку могут объединяться в

    информационные потоки

    , используемые при решении различных комплексов задач управления.

  • Информационный поток

    – совокупность перемещаемых данных, относящихся к какому-то конкретному участку экономических расчетов (поток информации, характеризующий выпуск продукции).

  • Информационная подсистема

    – объединение информационных потоков по отношению информации к той или иной функции управления.

  • Информационная система

    – объединение информационных подсистем, охватывает всю информацию экономического объекта.



Порядок проектирования ИО

  • Определение состава показателей, необходимых для решения экономических задач, их объемно-временных характеристик и информационных связей

  • Выявление возможности применения унифицированной системы документации для отражения показателей

  • Классификация и кодирование технико-экономической информации объекта управления, изучение возможности использования общегосударственных классификаторов

  • Проектирование форм первичных и результатных документов, приспособленных к требованиям машинной обработки

  • Организация информационной базы – определение структуры базы данных, проектирование форм вывода результатов обработки.



Системы экономических показателей

  • Система показателей

    – совокупность взаимосвязанных социально-экономических и технико-экономических показателей, используемых для решения задач АЭИС.

  • Система показателей

    служит основой для построения элементов внемашинного и внутримашинного ИО.

  • Система показателей

    определяет содержание управленческих документов и информационных массивов.



Классификация систем показателей



Классификация систем показателей



Классификация систем показателей



Классификация систем показателей



Системы документации

  • Документ

    – это материальный носитель, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с законодательством правовое значение.

  • Для рациональной организации информационных потоков документы необходимо классифицировать.

  • Система документации

    – совокупность всех документов, взаимосвязанных по признакам:

    • происхождения,
    • назначения,
    • вида,
    • сферы деятельности,
    • единых требований к их оформлению.


Виды систем документации

  • организационно-правовая документация;

  • плановая;

  • распорядительная;

  • отчетная;

  • документация по обеспечению кадрами;

  • финансовая документация;

  • документация по материально-техническому обеспечению;

  • договорная документация;

  • документация, отражающая основную деятельность организации или предприятия.



Унифицированная система документации

  • Унифицированная система документации

    (УСД) – это комплекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления на основе применения средств вычислительной техники.

  • Цели создания УСД:

    • Обеспечение экономической эффективности и гарантированного уровня качества информации на всех этапах обработки документов.
    • Совершенствование и уменьшение разнообразия содержания и форм документов.
  • УСД

    устанавливает общие требования к разработке всех документов и их содержанию, включает формы документов, государственные стандарты и методические материалы, регламентирующие порядок оформления, согласования и утверждения документов.



Требования к УСД

  • Документы, входящие в состав УСД, должны разрабатываться с учетом их использования в системе взаимосвязанных ЭИС;

  • УСД должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального управления тем объектом, для которого разрабатывается эта система;

  • УСД должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации;

  • УСД должна обеспечить информационную совместимость ЭИС различных уровней;

  • все документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все реквизиты-признаки в них должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов.



Требования к УСД

  • Документы, входящие в состав УСД, должны разрабатываться с учетом их использования в системе взаимосвязанных ЭИС;

  • УСД должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального управления тем объектом, для которого разрабатывается эта система;

  • УСД должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации;

  • УСД должна обеспечить информационную совместимость ЭИС различных уровней;

  • все документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все реквизиты-признаки в них должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов.



Направления унификации



Структура унифицированного документа







Унифицированная система организационно-распорядительной документации

  • ГОСТ Р 6.30-2003

    «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов»
  • К

    организационной

    относится нормативная документация, регламентирующая правовой статус организации и ее структурных подразделений, правила и инструкции.

  • К

    распорядительной

    относится документация, в которой фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности объекта управления.

  • Информационно-справочные

    документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные управленческие решения.



Классы организационно-распорядительных документов



Документ – основа для принятия управленческих решений

  • Первичные

    документы содержат исходные данные организаций и предприятий.

  • Результатные

    документы содержат сведения обобщающего характера, поэтому используются для принятия управленческих решений.











Требования к первичным документам

  • Достоверные данные о состоянии экономического объекта.

  • Достаточный объем исходных данных для получения максимальной результатной информации.

  • Минимум реквизитов документа за счет исключения из него нормативных, расценочных, справочных, а также производных данных.



Порядок разработки первичных документов

  • уточняется состав реквизитов, включаемых в документ (их состав должен отвечать целям управления);

  • выделяются реквизиты, подлежащие автоматизированной обработке;

  • составляется эскиз, определяющий порядок построения и расположения реквизитов;

  • утвержденные формы документов тиражируются и внедряются в ИС.



Требования к результатным документам

  • Состав содержащихся в них показателей должен быть достаточным для целей управления.

  • Данные должны быть достоверны, а их расположение реквизитов – логически обоснованным.

  • Периодичность выдачи результатных документов должна соответствовать экономической задаче – сводки должны выдаваться к указанному сроку, в регламентном режиме или при ответе на запрос.

  • Выходные документы должны иметь унифицированный вид.



Порядок разработки форм результатных документов

  • определяется состав результатных документов, необходимых данной организации;

  • изучается возможность получения типовых результатных документов;

  • по мере необходимости производится привязка типовых форм результатных документов к конкретным условиям;

  • определяется состав показателей, рассчитываемых с использованием ВТ;

  • показатели распределяются по результатным документам в определенной последовательности, с учетом используемых информационных массивов;

  • каждому результатному документу дается свое наименование;

  • разрабатывается эскиз формы результатного документа с учетом эксплуатационных возможностей компьютера.



Пример описания информационных элементов





Состав формы ЭД

  • Поля с

    постоянными реквизитами

    , не изменяющимися среди экземпляров документа одного типа (наименование предприятия).

  • Поля с

    переменными реквизитами

    , значения которых могут заполняться либо вручную, либо автоматически.

  • Автоматически заполняемые поля

    :

    • вычисляемые поля с помощью подключения стандартных статистических, математических, логических, финансовых функций или макросов,
    • автоматически заполняемые поля из БД или справочников.
  • Управляющие кнопки

    , предназначенные для инициирования более сложных вычислений или отправки документа по маршруту.

  • Поля для отметок

    , которые ставятся в документе в процессе его просмотра.

  • Поля с электронными подписями

    .



Проектирование экранных форм



Проектирование пользовательского интерфейса

  • Проектирование структуры (внешнего вида) формы ЭД.

  • Проектирование содержания формы ЭД (определение перечня элементов и выбора способов их заполнения).

  • Определение последовательности форм ЭД.

  • Установление связей между формами ЭД.

  • Апробация форм ЭД и их заполнение.





Пример пустого бланка



Пример заполненного документа





Информационная база

  • Информационная база (ИБ) –

    основная часть внутримашинного ИО.
  • Информационная база

    — это совокупность данных, организованная определенным способом и хранимая в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности аппарата управления и функциональных подсистем ИС.
  • Понятия

    массивов

    и

    файлов

    неотделимы друг от друга – массивы содержат информацию, а файлы организуют ее хранение.


Классификация файлов ИБ

  • По смысловому содержанию

    (программные и массивы данных)

  • По этапам обработки

    (входные, выходные (результатные), внутренние (базовые))

  • По составу информации

    (файлы с оперативной информацией, файлы с постоянной информацией)

  • По типу логической организации

    (файлы с иерархической и реляционной структурой записи)

  • По способу физической организации

    (файлы с последовательным, индексным и прямым способом доступа)





Виды массивов по этапам обработки



Виды массивов по технологии использования



Требования к внутримашинному ИО

  • Полнота, целостность, согласованность и непротиворечивость хранимой информации.

  • Минимизация времени выборки данных при решении задач управления.

  • Независимость структуры массивов от программных средств их организации.

  • Динамичность структуры ИБ.

  • Релевантность ИБ.

  • Удобство языкового интерфейса.

  • Разграничение прав доступа пользователей.



Способы организации ИБ



Особенности пофайловой организации ИО

  • Специализация структуры данных под решаемые задачи высокая скорость обработки данных.

  • Не предусматривается установления связи между файлами, исключается работа в диалоге.

  • Применяется при решении узкоспециализированных задач с небольшим объемом данных, хранящихся в обособленных файлах.



Недостатки пофайловой организации внутримашинного ИО

  • Зависимость программ от данных

    (структура записи файла известна только программе, которая с ним работает)
  • Сложность авторизации

    (принят децентрализованный принцип управления доступом, когда администрирование режимом доступа к каждому файлу осуществляется его владельцем)
  • Сложность реализации многопользовательского доступа

    (эффективный многопользовательский доступ возможен только в режиме чтения файлов)


Организация ИО в виде БД

  • База данных

    – это интегрированная совокупность файлов, обеспечивающая хранение информационных ресурсов, удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.

  • Преимущества:

    • обеспечение совместимости данных;
    • уменьшение синтаксической и семантической избыточности;
    • соответствие данных реальному состоянию объекта управления;
    • обеспечение многопользовательского доступа к данным.
  • Проблемы:

    • необходимость усиления контроля ввода данных;
    • необходимость разграничения прав доступа пользователей;
    • необходимость обеспечения защиты данных.


Виды БД

  • По используемой модели данных:

    • Иерархические;
    • Сетевые;
    • Реляционные;
    • Объектно-ориентированные.
  • По организации хранения данных и технологии их обработки:

    • Централизованные;
    • Распределенные.




edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная