Коновалова Ира Валериевна Приложение 1
Учебные материалы


Коновалова Ирина Валериевна Приложение 1



Карта сайта rm2000.ru
Коновалова Ирина Валериевна Приложение 1.2.

Пояснительная записка


Рукоделие – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с различными материалами доставляет огромное удовольствие. Ребенок имеет возможность реализовать самые смелые идеи своими руками. Декоративно-прикладное творчество открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по украшению интерьера, с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Программа способствует приобщению учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам, осуществлению эстетического (развитию вкуса), физического (тренировка мелкой мускулатуры рук), экономического (дешевизна изделия) воспитания, развитию творческих способностей.
Организация трудовой деятельности детей и ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного творчества, является наиболее эффективной формой приобщения к культуре нашего народа.
Программа творческого объединения «Рукодельница» составлена на основе программы Т.И. Еременко «Декоративно-прикладное творчество» (Москва: Просвещение, 2001год). Существенному изменению в исходной программе подвергся учебный план, неизменными остались темы: «Вышивка», «Вязание крючком».
В программу введены новые темы: «Ткачество», «Лоскутная пластика».

^ Цель программы:

научить выполнять различные виды изделий декоративно-прикладного творчества и применять их в быту, развивая творческий потенциал и воспитывая трудолюбие, терпение, целеустремленность.

^ Задачи программы:


-развить познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности;
-вооружить детей практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;
-сформировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания;
- соблюдать правила техники безопасности;
-воспитать трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.
Данная программа рассчитана на год обучения. Часовая нагрузка составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Данная программа предназначена для детей 10-12 лет.

^ В конце года обучения учащиеся должны знать

:
-виды декоративно-прикладного творчества (вышивка, лоскутная пластика, вязание, ткачество);
-правила организации трудового процесса;
-название и назначение инструментов, необходимых при работе с различными материалами, приемы безопасной работы с ними.

^ Должны уметь:


-выполнять разные виды швов вышивки;
- набирать петли для начала вязания, провязывать столбики без накида и столбики с накидом, применять правила для провязывания столбиков;
- изготавливать изделия из лоскутов ткани;
-выполнять аппликации из ткани;
-осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

^ Учебно-тематический план




п/п

Наименование
учебных дисциплин,
разделов и тем

Всего
часов

Количество часов

Теоретические
учебные занятия

Практические
учебные
занятия

Выездные (индивидуальные)
учебные занятия

1.

Вводное занятие

1

1



2.

Вышивка-как вид декоративно-прикладного творчества.

2

1

1


3.

Тамбурная вышивка

21

1

20


4.

Строчевые швы.

6

1

5


5.

Счетная вышивка

16

1

15


6.

Лоскутная пластика

15

1

14


7.

Контрольное занятие

1

1



8.

Аппликация из ткани.

14

1

13


9.

Ткачество (гобелен)

14

1

13


10.

Вязание крючком.

53

2

51


11.

Итоговое контрольное занятие

1

1




Итого:

144

12

132


При комплектовании группы учитывается желание детей заниматься в данном объединении. В обучении учащихся используется в основном групповая форма занятий. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.

^ Формы организации детского коллектива:

практические работы, рассказ, демонстрация. Основным видом занятий являются практические.

Учебно-тематический план



№ п/п

Наименование учебных дисциплин, разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические учебные занятия

Практические учебные занятия

Выездные (индивидуальные) учебные занятия

1.

Вводное занятие

1

1



2.

Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества

23

1

22


3.

Строчевые швы

6

1

5


4.

Счетная вышивка

16

1

15


5.

Лоскутная пластика

15

1

14


6.

Контрольное занятие

1

1



7.

Аппликация из ткани

14

1

13


8.

Ткачество (гобелен)

14

1

13


9.

Вязание крючком

54

2

52



Итого:

144

10

134


Содержание тем программы


Тема 1. Вводное занятие


Теория: Цели и задачи кружка. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для работы. Организация рабочего места.

^ Тема 2. Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества


Теория: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Тесная связь искусства вышивания с национальными традициями, особенностями быта, местными условиями, природой.
^ Практическая работа: способы перевода рисунка, увеличение и уменьшение рисунка, правила запяливания ткани в пяльцы, организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

^ Тема 3. Тамбурная вышивка


Теория

:

История развития тамбурной вышивки. Орнамент в вышивке. Инструменты, приспособления, материалы для работы (пяльцы, ножницы, иглы, нитки, ткань).
^ Практические работы: техника выполнения тамбурной вышивки, украшение салфетки и панно тамбурной вышивкой

Тема 3. Строчевые швы


Теория: Мережка, ее виды. Подготовка ткани к выполнению мережки. Технология выполнения мережки
^ Практические работы: обработка края салфетки

Тема 4.Счетные швы


Теория: Виды счетных швов, материалы и приспособления для выполнения работы, виды крестика. Технология его выполнения
Практические работы: выполнение сумки, салфетки

Тема 5. Лоскутная пластика


Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работы. Правила организации рабочего места. Технология выполнения изделий.
^ Практические работы: выполнение салфетки

Тема 6.Вязание крючком


Теория: Из истории. Способы и виды вязания крючком. Материалы, инструменты и принадлежности для вязания. Технология выполнения исходных элементов (воздушной петли, цепочки, столбиков и т. д.). Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения. Технология выполнения овала, круга и изделий на их основе. Правила безопасной работы. Уход за вязаными изделиями. Технология вязания объемных форм (фрукты). Филейное вязание.
^ Практические работы: выполнение прихваток, игрушек

Тема 8. Ткачество (гобелен)


Теория: История развития русского ткачества, составление рисунка, выбор материалов для изделия, инструменты и приспособления; технология выполнения
^ Практические работы: Выполнение панно

Тема 9. Аппликация из ткани


Теория: Виды аппликации. Материалы и приспособления, необходимые для работы. Способы крепления аппликации. Техника выполнения аппликации.
^ Практические работы: способы крепления аппликации, выполнение панно.

Формы и виды контроля





Вид контроля

Сроки выполнения

1.
2.
3.
4.

Зачетное занятие «Выполнение салфетки»
Контрольное занятие
Выставка работ учащихся
Участие в выставках

ноябрь;
декабрь
декабрь
в течение года

Методические рекомендации


Педагогу в выборе методов обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству, а также в организации учебного процесса необходимо соблюдать следующие основные методические рекомендации.
Изучение и освоение декоративно-прикладного творчества требует глубокого понимания его сущности и специфики, как особого типа творчества, знания его основных функций: эстетической, воспитательной, образовательной. Педагогу необходимо понимание того, что осваивать опыт народных традиций, прежде всего, предстоит ему самому. Педагогу стоит настроиться на постоянное самосовершенствование и самоанализ собственных знаний и умений.
Необходим учет возрастных особенностей учащихся в выполнении изделий декоративно-прикладного искусства.
В изучении теории и истории декоративно-прикладного творчества могут быть использованы такие методы обучения и воспитания как рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, показ, практическая работа. При обучении ученика педагог использует практические методы обучения, личный творческий и духовно-нравственный опыт в большей мере, чем словесные методы.
Так как программа в большей степени носит практический характер, необходимо в учебном процессе выделять существенное место инструктажу по технике безопасности.
Итогом каждого учебного года является не только выставка работ учащихся, сколько анализ приобретенного духовно-нравственного и практического опыта в выполнении изделий. Это служит показателем процесса обучения в устоявшейся тенденции роста нравственных и духовных качеств личности учащегося. Учащиеся должны научиться передавать младшим школьникам полученные навыки и опыт народной традиции, приобретенные в процессе обучения, то есть владеть традиционными методами обучения.
Программа построена так, что теория сопровождается практикой. Все работы коллективно обсуждаются. Все выполненные работы демонстрируются на постоянно действующей выставке в кабинете, в школе.
Для успешной реализации данной программы, необходимо следующее материально-техническое обеспечение: иглы для вышивания, нитки мулине, пяльцы, ткань, ножницы, картон, кусочки ткани, крючок, нитки для вязания. Учебный кабинет непременно должен быть проветриваемым и светлым, иметь в наличии инструкции по технике безопасности, столы, шкафы, стулья, коробки для хранения материала.
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ:

  1. М. Н. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год

  2. Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год

  3. Л. М. Сорокина. Учись вышивать. «Радянська школа»,1998 год

  4. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год

  5. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год

  6. И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год

  7. Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год

  8. Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год

  9. Г. В. Пичугина. Журналы «Школа и производство», 2000-2004 год

  10. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год

  11. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год

  12. Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ:

  1. М. Н. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год

  2. Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год

  3. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год

  4. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год

  5. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год

  6. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год

  7. Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год

  8. И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год

  9. Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год

  10. Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год

Календарно - тематическое планирование объединения «Рукодельница»

№ п/п

Тема раздела, занятия

Всего часов

Количество часов в неделю

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

Выездные занятия

I

^ Вводное занятие



1



1






1.1

Введение. Виды декоративно-прикладного творчества. Материалы и приспособления для вышивки. (презентация)

1

1






II

^ Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества



2



1



1





2.1

Развитие декоративно-прикладного творчества. Увеличение и уменьшение рисунка. (презентация)

2

1

1



III

^ Тамбурная вышивка



21



1



20





3.1

Выполнение простейших швов: вперед иголку, назад иголку, стебельчатого

1


1



3.2

Выполнение салфетки тамбурным швом

2

1

1



3.3

Вышивание стебля и листиков

2


2



3.4

Вышивание цветов

2


2



3.5

Выполнение панно швом «козлик»

2


2



3.6

Вышивание стебля и усиков стебельчатым швом

2


2



3.7

Вышивание листочков швом «козлик» зеленым цветом

2


2



3.8

Вышивание серединки цветов

2


2



3.9

Вышивание лепестков первого цветка

2


2



3.10

Вышивание лепестков второго цветка

2


2



3.11

Окончательная обработка панно петельным швом

2


2



IV

^ Строчевые швы



6



1



5





4.1

Мережка, ее виды. Украшение края салфетки мережкой. (презентация)

2

1

1



4.2

Выполнение первой и второй стороны салфетки мережкой «кисточка»

2


2



4.3

Выполнение третьей и четвертой сторон салфетки мережкой «кисточка»

2


2



V

^ Счетная вышивка



16



1



15





5.1

Крест. Его виды. Материалы и приспособления. Выполнение простого креста. (презентация)

2

1

1



5.2

Выполнение креста по диагонали и болгарского

2


2



5.3

Подбор рисунка и выполнение работы (сумка)

2


2



5.4

Выполнение туловища

2


2



5.5

Окончательная обработка сумки

2


2



VI

^ Зачетное занятие

Выполнение двух нижних углов салфетки крестиком

2


2



6.1

Выполнение двух верхних углов салфетки крестиком

2


2



6.2

Окончательная обработка салфетки

2


2



VII

^ Лоскутная пластика



15



1



14





7.1

Из истории лоскутной пластики. Изготовление шаблонов. (презентация)

2

1

1



7.2

Вырезание заготовок из ткани

2


2



7.3

Заутюживание заготовок

2


2



7.4

Пришивание первого ряда треугольников

2


2



7.5

Пришивание второго ряда треугольников

2


2



7.6

Пришивание третьего ряда треугольников.

2


2



7.7

Пришивание основы

2


2



7.8

Окончательное оформление салфетки

1


1



VIII

^ Контрольный урок



1



1






IX

^ Аппликация из ткани



14



1



13





9.1

Аппликация, ее виды. Материалы и инструменты. Способы крепления аппликации. (презентация)

2

1

1



9.2

Перевод рисунка для панно с корзиной, обработка корзины

2


2



9.3

Вырезание кружков для цветов

2


2



9.4

Вышивание листочков

2


2



9.5

Оформление цветов бисером

2


2



9.6

Пришивание цветов в нижней части панно

2


2



9.7

Пришивание цветов в верхней части панно

2


2



X

^ Ткачество (гобелен)



14



1



13





10.1

Гобелен. Технология выполнения. Материалы и приспособления. Подготовка основы. (презентация)

2

1

1



10.2

Натягивание нитей на основе

2


2



10.3

Работа над рисунком

2


2



10.4

Выполнение моря и корабля

2


2



10.5

Выполнение парусника и неба

2


2



10.6

Выполнение солнца и неба

2


2



10.7

Окончательная обработка панно

2


2



XI

^ Вязание крючком



54



2



52





11.1

Материалы и приспособления. Правила техники безопасности. Выполнение воздушных петель. (презентация)

2

1

1




Выполнение цепочек разного цвета

2


2



11.2

Выкладывание картины из цепочки

2


2



11.3

Оформление картины

1


1



11.4

Упражнение в выполнении столбиков без накида.

1


1



11.5

Выполнение колокольчика

2


2



11.6

Выполнение листочков (цепочка)

2


2



11.7

Упражнения в выполнении столбиков с накидом

2


2



11.8

Выполнение двух рядов прихватки

2


2



11.9

Выполнение прихватки

2


2



11.10

Оформление прихватки

2


2



11.12

Выполнение образца в форме круга

2


2



11.13

Выполнения образца в форме пятиугольника

2


2



11.14

Выполнение подставки под карандаши (основа)

2


2



11.15

Выполнение мордочки и лапок

2


2



11.16

Выполнение ушек

2


2



11.17

Оформление игрушки

2


2



11.18

Выполнение шапочки и ножки гриба для первого гриба

2


2



11.20

Выполнение шапочки и ножки гриба для второго гриба

2


2



11.21

Выполнение двух зеленных кругов (лягушка)

2


2



11.22

Выполнение красного круга, оформление игрушки

2


2



11.23

Выполнение трех рядов листочка

2


2



11.24

Выполнение пяти рядов листочка

2


2



11.25

Окончательная обработка листочка и лягушек

2


2



11.26

Выполнение хвостика прихватки клубнички и трех рядов клубнички

2


2



11.27

Выполнение пяти рядов клубнички

2


2



11.28

Выполнение шести рядов клубнички

2


2



11.29

Выполнение двух рядов клубнички

1


1



XII

Итоговое занятие. Выставка работ

1

1





Итого

144

11

133





edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная