Главные препядствия методологии гуманитарных наук
Учебные материалы


Основные проблемы методологии гуманитарных наук



Карта сайта franzbeidler.com

1 Проблема гуманитарной реальности. 1.

от естественнонаучной эта реальность отличается тем, что она себя уже каким-то образом проговорила, описала. На это указывает один из основателей школы аналов фр. историк Марк Блок. Поэтому работа историка всегда связана с переводом с одного языка на другой. Здесь важно не навязывать чужой эпохе современные смыслы и значения (рабы в античности). 2. гуманитарная реальность всегда выстраивается по крайней мере на двух уровнях. На это тоже указывает школа аналов. 1уровень – это то, как она сама себя описала; 2 уровень – то, как она представляется через источники исследователю. 3 . гуманитарная реальность носит символический характер, поэтому она требует истолкования. Фр. Философ Поль Рикёр считает, что символический характер современного мира показали три автора :Ницше, Фрейд, Маркс. Ницше дал критику всех существующих форм общественного сознания (религии, науки, морали). Фрейд показал, что сознание человека носит символический характер. Маркс показал превращенный характер общественных отношений. Следовательно, все не такое каким кажется, а значит требует истолкования. Поэтому все социальное знание – герменевтика (наука истолкования).

2. проблема научного статуса гуманитарного знания

. являются ли такие отрасли знания, как история, литература наукой? Научное знание формулирует законы, с помощью которых объясняет все частные случаи. Но очевидно, что в истории законов нет, потому что закон всегда носит всеобщий и необходимый характер. Те же общие положения, на которые опирается история, этими признаками не обладают. Но это не значит, что истории вообще не возможны объяснения. Поль Рикёр в работе «Время и рассказ» расширяет понятие «объяснения». Он связывает деятельность историка с деятельностью судьи. Судья также, как историк, выслушивает свидетельские показания, но при этом он выстраивает новую систему гипотетических ситуаций по принципу «что было бы, если бы не». В результате он как на весах взвешивает значение каждого фактора, определяя ту роль, которую он сыграл в развитии ситуации. Т.о. ему удается сохранить за историей статус объясняющей науки.

3 проблема языка

. Так как гуманитарные исследования – это всегда перевод со одного языка на другой, то исследователь вынужден изобретать терминологию, чтобы избежать ненужных связей. Очень часто работая с тем или иным текстом, исследователь сводит анализ явления к анализу этимологии слова. На это указывает Марк Блок в работе «Аналогия истории или ремесло историка», для того, чтобы понять явление, необходимо изучать как, когда и при каких обстоятельствах происходит трансформация значения, как меняется само явление. Невозможно понять явление, сводя его к истокам (через этимологию) «идолы истоков в историческом исследовании»



Вывод

: в современном гуманитарном знании существует много методологических течений, которые по разному определяют для себя предмет исследования, по разному формируют проблемное поле, используют различные языки и методологические схемы. Это направления: фр. Историческая школа анналов, структурализм, постструктурализм, герменевтика.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная