Петракова Т.И. «Духовные базы нравственного воспитания» М
Учебные материалы


Петракова Т.И. «Духовные основы нравственного воспитания» М



Карта сайта

Загрузка...

Л.И.Савостина

Духовно – нравственное воспитание в классах казачьей направленности


Духовно-нравственное воспитание связано,
прежде всего, с внутренним миром личности,
с усвоением ею духовных ценностей.
[Петракова Т.И. «Духовные основы
нравственного воспитания» М., 1997]
Традиционные основы воспитания и образования все чаще подменяются «более современными»: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – интересом к иностранным языкам и традициям. Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом. 
Современная педагогическая наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего поколения. Традиция выступает в качестве исторической предпосылки и в качестве средства формирования системной целостности. Следуя обычаям, соблюдая ритуалы, люди тем самым объединяются в определенную общность. Традиции, на мой взгляд, не только обязывают, но и связывают, и эта их сторона не менее важна, чем первая; связывают правилами поведения, способом действий.
Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как эти традиции доказали свое право на существование.
Детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет  от души, а душа народная добра и красива.
В силу специфики своего исторического развития Кубань  является уникальным регионом. Наш край, не смотря на многие утраты современности     по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции.
Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества – выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания образования и перестройки внеклассной работы на основе ознакомления учащихся с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, промыслах, ремеслах. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключено высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры, патриотизма, поиски красоты вечной и непреходящей. Использование традиций и культуры казачества в воспитательной работе в классах казачьей направленности поможет воспитанию лучших человеческих качеств: духовности, православия, уважения к старшим.
Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно - нравственного воспитания. В условиях благоприятного развития нашего региона изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Духовно – нравственное воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей.
Работа в казачьем классе направлена на формирование гражданина, которому свойственны:
- патриотизм, уважение к истории и культуре Отечества, родному краю, ощущения себя хозяином страны, края, своего населенного пункта;
- моральная стойкость, традиционные нравственные ценности, развитие гражданского самосознания, законопослушность, способность отстаивать свои и уважать права других.
Основными задачами казачьего класса наряду с обеспечением современного общего образования является:
1.     воспитание учащегося на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
2.     физическое воспитание;
3.     воспитание гражданственности любви к Родине на примерах истории развития кубанского казачества, его традиций и культуры;
4.     формирование гражданского самосознания. Ответственности за судьбу Родины;
5.     возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций кубанского казачества;
6.     приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к православным традициям казачества, чему способствует изучение основ православной культуры;
7.     формирование здорового образа жизни, выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность.     
В одночасье изменить мир нельзя, но создать в нем среду, благоприятную для духовно-нравственного развития личности необходимо и педагогически возможно.
Все пространство духовно-нравственного развития в классах казачьей направленности должно организоваться в единую систему базовых казачьих православных ценностей. Весь процесс образования в таких классах нужно направить на достижение современного казачьего воспитательного идеала. Традиционная казачья педагогика всегда отличалась действенностью. Воспитать казака можно только в деле ратном и трудовом, в реальном служении Богу, Отечеству, народу, казачьему обществу, семье.
Культура родителей (законных представителей) – один из действенных факторов духовно-нравственного воспитания в казачьих классах. Ее повышение обеспечивает единство, согласованность, взаимное дополнение воспитательных усилий родителей и педагогического коллектива. В системе повышения казачьей культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, ролевая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Я убеждена, что решая вопросы духовно-нравственного воспитания, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. 


edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная