Понятие и определение права
Учебные материалы


Понятие и определение права



Карта сайта raluce.ru

Право принадлежит к числу важных и сложных общественных явлений. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся условиях.

Существует ряд причин, объясняющих необходимость понять сущность права. Представление о праве меняется по мере развития общества и государства. В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Наряду с этим для применения в международных отношениях необходимо было формирование общего понимания права, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве. Важной практической причины знать и понимать основные характеристики права, т.е. его сущность, имеется и глубокая теоретическая причина. Действительно, возможно ли объединить все разнообразие регулятивных систем, характеризуемых правилами поведения, поддерживаемых, обеспеченных возможностью государственного принуждения.Без всестороннего и глубокого понимания смысла права невозможно правовое регулирование общественной жизни, укрепление законности. Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государственно-правовой жизни. Ни издать новый акт, ни систематизировать имеющиеся нельзя без знаний подлинной воли законодателя, которая получила официальное выражение. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из них - гносеологический (познавательный) заключается в философской проблеме познания сущего. Дает ли нам эмпирический подход к явлению, процессу, вещи, в данном случае праву, достаточное знание изучаемого объекта. Или этот подход необходимо должен быть дополнен логическим знанием, формулирующим понятия, категории, объясняющим причины тех или иных явлений.

Цель данной работы состоит в анализе имеющихся подходов к пониманию права.

Объект исследования: право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Предметом исследования - современные подходы к пониманию государства, понятие и признаки, а так же государственность как основной элемент государства.

В курсовой работе ставятся следующие задачи:



- раскрыть значение вопроса о сущности права как ключевой проблемы общей теории права;

- выявить суть и основные направления научной дискуссии вокруг понятия права и его определения, систематизировать высказанные учеными в ходе дискуссии точки зрения на эту проблему;

- обозначить основные положения, характеризующие различные подходы к пониманию сущности права, выявить их достоинства и недостатки;

При написании курсовой работы я обращалась к трудам таких известных ученых – правоведов, как Алексеев С.С., Лазарев В.В., Матузов Н.И., Малько А.В., Четвертин В.А. и другие.

I

.

Многообразие подходов понимания сущности права

Понятие и определение права

Слово "право" – многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идёт о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определённая правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).[1]
Существует гносеологическая причина разных подходов к праву. В процессе познания всегда существует возможность отдать предпочтение какой-то одной стороне явления, пренебрегая при этом другими. Отсюда разные определения права, что само по себе создает трудностей, если при этом не искажается общая картина, если такое одностороннее определение не претендует заменить все другие, стать единственно правильным, играть роль всеобщего.

Для глубокого познания права все определения полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

Кант определял право как «совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [2] Но, юридические нормы, так или иначе, ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, связанных с интересами других. Разграничивая эти интересы, право устанавливает пределы их существования.

Философия права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободы воли или еще короче - «наличное бытие свободы».[3] Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможною и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения. Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена. Как известно, под сущностью в философии понимается то, что составляет суть явления, процесса, вещи, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, определяющих свойства этих объектов. И поскольку действительно правовой регулятор имел разное содержание, принимал разные формы на протяжении тысячелетий, обеспечивался у разных народов разными социальными механизмами, становится теоретически и практически важным выделить самое основное ядро такого социального института, как право. Зная сущность права, можно всегда в практической деятельности определять те или иные регулятивные системы как правовые и обеспечивать их соответствующими свойствами и, наоборот, не требовать правовых характеристик от регуляторов, имеющих совершенно иное происхождение, назначение, содержание.

Таким образом, в современной юридической науке есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений:

- право - это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

- право частной собственности является основой всех прав человека.

Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.[4]

А. К. Стальгевич в статье «К вопросу о понятии права» фактически, хотя и с целым рядом оговорок, понимает под правом и совокупность норм, и «систему регулируемых им общественных отношений»[5]. А. А. Пионтковский в статье «Некоторые вопросы общей теории государства и права» утверждает, что право есть не только совокупность норм, но также совокупность правовых отношений[6] . Представляя собой право как систему общественных отношений, эти воззрения являются принципиально неприемлемыми как в силу их научной несостоятельности, так и практической ошибочности. К чему ведут подобные воззрения на практике, с достаточной ясностью показано в полемическом выступлении И. Е. Фарбера против позиции А. А. Пионтковского. «...Что значит сказать, что право – это не только юридические нормы, создаваемые Советским государством, – пишет он, – но и сами правоотношения, в которых реализуются эти нормы. Это значит сказать участникам правоотношения – то, что вы делаете, это и есть само право» [7]. Иначе говоря, включить в определение понятия права также и правоотношения, а тем более самую систему регулируемых правом общественных отношений – значит придать поведению участников подобных отношений такое же общеобязательное юридическое значение, как и самой норме права. Нечего и говорить, какой урон делу дальнейшего укрепления социалистической законности могли бы причинить подобные взгляды, если бы они были восприняты теорией и реализованы на практике. Общественные отношения – предмет правового регулирования.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная