Описание инновационной образовательной программы~sz=607580
Учебные материалы


Описание инновационной образовательной программы~sz=607580



Карта сайта marafonit.ru n=Описание инновационной образовательной программы~sz=607580;pg=3;te=Таким образом, чрезвычайно актуальным РІ современном РјРёСЂРµ является развитие теснейших связей между образованием, наукой Рё инновациями~cat=~t=~!~

Тематическое направление «ERP-системы в управлении производством»



  1. Внутрицеховое управление и система качества в цехах литейного производства в среде ВААN ERP.

  2. Внедрение информационной системы менеджмента качества образовательного учреждения.

  3. Внедрение информационной системы менеджмента качества предприятия.

Тематическое направление «Проектирование и эксплуатация мехатронных станочных систем»



  1. Методологические и системотехнические основы автоматизации подготовки дискретного производства с помощью MES.

  2. Интегрированная информационно-вычислительная MES управления производством в режиме реального времени.

  3. Система ЧПУ класса ICNC для обработки сложнопрофильных деталей на многокоординатных станках с модернизацией станка DF-224.

Тематическое направление «Проектирование и эксплуатация оптических и межспутниковых коммуникаций»



  1. Интеллектуальные цифровые сети (методики построения, масштабирования, модернизации).

  2. Информационная система обработки данных космических систем наблюдения Создание технологий информационного уплотнения сигналов.

  3. Программно-аппаратный комплекс координированного управления пространственным положением космических аппаратов.

  4. Интеллектуальное автоматизированное рабочее место оператора наземного центра управления космическими аппаратами.

  5. Бортовой информационный комплекс для диагностики и управления ресурсом космических аппаратов.

Тематическое направление «Проектирование гидромеханических систем и их автоматики»



  1. Вихревой теплогенератор.

  2. Моделирование исполнительных механизмов летательных аппаратов специального назначения.

2.3.2.2. Научно-исследовательские проекты

В данной области основной задачей является

проведение ведущими научными и научно-педагогическими школами УГАТУ фундаментальных и прикладных научных исследований, соответствующих Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечню Критических технологий федерального уровня, утвержденным Президентом РФ 21 мая 2006 г.

^ Тематическое направление «Проектирование и эксплуатация двигательных энергоустановок»



  1. Разработка методик и программных средств для контроля и отладки параметров ГТД в условиях испытаний и эксплуатации.

  2. Теоретические основы многофакторной и многокритериальной оптимизации испытаний, прогнозирования и диагностики состояния высоконадежных технических систем.

  3. Развитие моделей, методов и средств создания и использования в учебной и научной деятельности информационных ресурсов в области авиационных двигателей, энергоустановок, моделирования процессов, проектирования систем, CALS/ИПИ-технологий.

  4. Научно-методическое обеспечение музея авиационных двигателей УГАТУ (философия развития сложных технических объектов).

  5. Разработка рабочего процесса двигателя для работы на биотопливах.

Тематическое направление «Новые перспективные материалы и высокие технологии»



  1. Разработка научных основ технологии получения объемных наноматериалов при равноканальном угловом прессовании.

  2. Развитие новых методов интенсивной пластической деформации для промышленного получения объемных наноструктурных материалов.

  3. Формирование высоких прочностных и усталостных свойств в титановых сплавах, используя интенсивную пластическую деформацию.

  4. Разработка и исследование наноструктурных сплавов с памятью формы на основе никелида титана.

  5. Формирование ультарамелкозернистой структуры в труднодеформируемых металлических материалах с помощью интенсивной пластической деформации.

  6. Структура и магнитные свойства нанокомпозитных сплавов Nd2Fe14B и Nd9Fe85B6, полученных методом быстрой закалки из расплава и последующей интенсивной пластической деформации.

  7. Разработка и исследование новых конструкционных наноструктурных материалов на основе Al, Cu и Mg.

  8. Разработка перспективных устройств микромеханики и микромеханических систем (МЭМС) с использованием наноструктурных металлических материалов.

  9. Формирование нанокристаллической структуры в тонких листах высокопрочных титановых сплавов методом изотермической прокатки.

  10. Получение композита, плотностью 3,7…3,8 г/см3 для рабочих температур 450…600С с применением наноструктурных материалов.

  11. Разработка защитных функциональных наноструктурированных покрытий и технологий их нанесения для лопаток турбин и компрессоров ГТД, ГТУ, лопаток газоперекачивающих и энергетических установок.

  12. Разработка технологий ионно-имплантационного наноструктурированного модифицирования поверхностей, преимущественно лопаток ГПА, ГТД, ГТУ.

  13. Разработка защитных функциональных наноструктурированных покрытий и технологий их нанесения для лопаток турбин и компрессоров ГТД, ГТУ, лопаток газоперекачивающих и энергетических установок.

Тематическое направление «ERP-системы в управлении производством»



  1. Разработка проекта информационной системы менеджмента качества.

  2. Разработка и развитие моделей, методов и средств проектирования, создания и эксплуатации систем управления производством объектов транспортных, авиационных и космических, энергетических и инфокоммуникационных систем, вооружения, военной и специальной техники с использованием ERP- и CALS/ИПИ-технологий.

^ Тематическое направление «Проектирование и эксплуатация мехатронных станочных систем»



  1. Методологические и системотехнические основы автоматизации подготовки дискретного производства с помощью MES.

Тематическое направление «Проектирование и эксплуатация оптических и межспутниковых коммуникаций»



  1. Построение полностью оптических разветвлённых сетей.

  2. Создание технологий межспутникового обмена.

  3. Создание технологий информационного уплотнения сигналов.

  4. Разработка методов и моделей построения информационных систем реального времени для управления системами жизнеобеспечения космических аппаратов.

  5. Разработка комплекса системных моделей (структурных, функциональных, структурно-функциональных, информационных) для информационной поддержки систем жизнеобеспечения космических аппаратов.

^ Тематическое направление «Проектирование гидромеханических систем и их автоматики»



  1. Высокоэффективные системы преобразования энергии на основе нестационарных гидрогазодинамических процессов и управляемых вихревых кавитационных течений.

  2. Идентификация гидравлических исполнительных механизмов.

^ К числу основных направлений деятельности по грантам РФФИ в 2007

-2008 г г. относятся:



  • Формирование высоких прочностных Рё усталостных свойств РІ титановых сплавах, используя интенсивную пластическую деформацию Разработка научных РѕСЃРЅРѕРІ технологии получения объемных наноматериалов РїСЂРё равноканальном угловом прессовании.

  • Теоретические РѕСЃРЅРѕРІС‹ многофакторной Рё многокритериальной оптимизации испытаний, прогнозирования Рё диагностики состояния высоконадежных технических систем.

  • Исследование измельчения микроструктуры Рё свойств труднодеформируемых металлических материалов СЃ помощью интенсивной пластической деформации (

    Совместный конкурс РФФИ-ГФЕН Китая).



  • Структура Рё магнитные свойства нанокомпозитных сплавов Fe-Nd2Fe14B, приготовленных комбинированным методом быстрой закалки расплава Рё интенсивной пластической деформации (

    Совместный конкурс РФФИ-ГФЕН Китая).



  • Разработка Рё исследование наноструктурных сплавов СЃ памятью формы РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ никелида титана.

  • Разработка перспективных устройств микромеханики Рё микромеханических систем (РњР­РњРЎ) СЃ использованием наноструктурных металлических материалов.

2.3.2.3. В рамках углубления международной кооперации планируется:

    • Развитие совместного международного научно-образовательного центра УГАТУ – ИМАШ Р РђРќ Р Р¤ - Австрийский научно-исследовательский центр (Рі.Сейберсдорф) - Венский университет (Рі. Вена, Австрия) «Современные технологии получения Рё обработки объемных наноструктурных материалов».

    • Создание совместного международного научно-образовательного центра УГАТУ, Р РќР¦ «Курчатовский институт», Sermatech International Inc (РЎРЁРђ), American Applied Technologies, LLC, (РЎРЁРђ) «Высокоэффективные РёРѕРЅРЅРѕ-имплантационные Рё вакуумно-плазменные технологии модификации поверхностей конструкционных материалов».

    • Развитие международного сотрудничества путем проведения совместных исследовательских работ, выполнения совместных образовательных, научных Рё научно-производственных проектов, создания международных учебно-научных лабораторий, Р° также обмена визитами для чтения лекций (профессорами) Рё научных стажировок (аспирантов Рё студентов).

^ По международным проектам

научными коллективами УГАТУ планируется проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по следующей тематике:

  • Развитие новых методов интенсивной пластической деформации для практического использования объемных наноструктурных материалов (Департамент энергетики РЎРЁРђ).

  • Исследование влияния интенсивной деформации РЅР° структуру Рё коррозионные свойства Ti Grade (Фирма «Металликум», РЎРЁРђ).

  • Изготовление покрытий РёР· нитрида титана РЅР° образцах Заказчика (Компания Sermatech International Inc).

  • Получение интерметаллических материалов РїРѕ отношению Рє отвердеванию земли Рё космического пространства (IMPRESS) (Европейское космическое агентство).

  • Прикладные исследования процесса электрохимической обработки твердых сплавов применительно Рє обработке штамповой оснастки Рё фильер, оптимизация режимов обработки (Фирма В«WIBA-ECB GmbHВ», Германия).

  • Разработка проекта модернизированного универсального настольного электрохимического станка модели ЕСМ300 РІ соответствии СЃ техническими требованиями Рё применительно Рє условиям производства (Фирма В«WIBA-ECB GmbHВ», Германия).

  • Проект «Информационная технология для анализа данных дистанционного зондирования РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ системной интеграции мультимасштабных концепций» (INTAS).

  • Исследование Рё развитие ультрамелкозернистых алюминиевых сплавов (INTAS) Рё РґСЂ.

2.3.2.4. Мероприятия по развитию учебно-исследовательской работы и научно-исследовательской деятельности молодых ученых, аспирантов и студентов в рамках программы включают:

  • разработку методического обеспечения, организацию Рё проведение ежегодных внутривузовских РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРѕРІ учебно-исследовательских Рё научно-исследовательских работ молодых ученых, аспирантов Рё студентов старших РєСѓСЂСЃРѕРІ СЃ финансовой поддержкой лучших проектов;

  • проведение дополнительной подготовки Рё переподготовки всего контингента молодых ученых, аспирантов Рё студентов профильных технических специальностей РїРѕ актуальным вопросам инновационной деятельности, РІ частности РїРѕ таким дисциплинам как защита интеллектуальной собственности, организация Рё управление инновационной деятельностью, особенности венчурного финансирования инноваций, управление качеством, бизнес-планирование Рё управление предприятием Рё С‚.Рї.

  • участие студентов Рё аспирантов РІ оплачиваемых НИОКР;

  • работу студентов, аспирантов, молодых ученых РІ инновационных структурах университета.

2.4. Участники реализации инновационной образовательной программы


Сведения об участниках реализации инновационной образовательной программы приведены в табл. 2.6.

Таблица 2.6



Участники реализации инновационной


образовательной


программы



Форма участия в реализации инновационной


образовательной программы



Кафедры университета

Разработка инновационного содержания образовательных программ: требований к уровню подготовки специалистов, дополняющих соответствующие требования федерального компонента государственных образовательных стандартов, учебных программ дисциплин, учебно-методических комплексов; выполнение научно-исследовательских работ; выполнение внедренческих проектов

Научно-исследовательские институты университета

Выполнение научно-исследовательских работ и инновационных проектов

Учебное управление

Разработка стандартов системы менеджмента качества университета, локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность университета

Региональный межотраслевой центр повышения квалификации и переподготовки специалистов

Реализация программ дополнительного профессионального образования в области инновационной деятельности

Уфимский филиал исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Рособразования

Разработка методик управления качеством обучения

Башкирский региональный центр высокопроизводительных вычислений

Адаптация и эксплуатация программ параллельного моделирования на высокопроизводительной вычислительной технике

Информационно-технический центр «Компьютеры и телекоммуникации»

Техническая поддержка электронного оборудования

Башкирский региональный центр новых информационных технологий

Участие в разработке электронных средств обучения, сертификация средств контроля уровня учебных достижений

Технопарк «Башкортостан»

Развитие инновационной инфраструктуры, трансфер технологий, выполнение инновационных проектов

Партнерами в реализации инновационной образовательной программы являются:

  • ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор» (Рі.Уфа), РћРђРћ «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (Рі.Уфа), ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ РёРј. академика Р’.Рџ. Макеева»» (Рі. Миасс), ЦИАМ РёРј. Р’.Рџ. Баранова (Рі. РњРѕСЃРєРІР°), ВИАМ (Рі. РњРѕСЃРєРІР°), Летно-испытательный институт (Рі. Р–СѓРєРѕРІСЃРєРёР№), Научно-производственный Центр «ЭкоМотор» (Рі.Трехгорный Челябинской области) - сотрудничество РІ образовательной деятельности, проведении научно-исследовательский работ Рё внедрении РёС… результатов РІ области проектирования Рё эксплуатации двигательных энергоустановок;

  • ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор» (Рі.Уфа), РћРђРћ «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (Рі.Уфа), Институт проблем сверхпластичности металлов Р РђРќ, Институт механики Уфимского научного центра Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ академии наук (РЈРќР¦ Р РђРќ), Институт физики молекул Рё кристаллов РЈРќР¦ Р РђРќ, Нижегородский филиал Института машиноведения Р РђРќ, Институт физики металлов РЈР Рћ Р РђРќ (Рі.Екатеринбург), Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики РФЯЦ (Рі.Саров), Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики РФЯЦ (Рі.Снежинск), Р РќР¦ «Курчатовский институт», РћРђРћ Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток (РЎ.-Петербург), Sermatech International Inc (РЎРЁРђ), American Applied Technologies, LLC (РЎРЁРђ), Лос-Аламосская национальная лаборатория (РЎРЁРђ), Нанкинский Университет науки Рё технологии, Рі. Нанкин, Китай), Яньшанский Университет, (Рі.Яньшань, Китай), Институт машиноведения РёРј. Рђ.Рђ. Благонравова Р РђРќ (Рі. РњРѕСЃРєРІР°), Австрийский научно-исследовательский центр (Рі.Сейберсдорф, Австрия), Венский университет (Австрия) – сотрудничество РІ образовательной деятельности, проведении научно-исследовательских опытно-конструкторских работ Рё внедрении РёС… результатов РІ области высоких технологий РІ двигателестроении;

  • РћРђРћ «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (Рі.Уфа), ГосНИИ ИТТ «Информатика» (Рі.РњРѕСЃРєРІР°), ГОУ Р’РџРћ «Ульяновский государственный университет», ГОУ Р’РџРћ «Ярославский государственный университет» - сотрудничество РІ образовательной деятельности, проведении научно-исследовательский работ Рё внедрении РёС… результатов РІ области ERP-систем РІ управлении производством;

  • РћРђРћ «Стерлитамак МТЕ» - сотрудничество РІ проведении научно-исследовательских работ Рё внедрении РёС… результатов, подготовки специалистов РІ области проектирования Рё эксплуатации мехатронных станочных систем;

  • оператор сети «Энергосвязь» РћРђРћ «Башкирэнерго», Оператор сети Уфимская ГТС РћРђРћ «Башинформсвязь», Р—РђРћ РќРџРћ “Лептон” (Рі.Зеленоград), Р—РђРћ РќРџРћ “Саит” (Рі.Зеленоград), ГОУ Р’РџРћ «МГТУ РёРј. Баумана», РћРђРћ «Вымпелком», РћРђРћ «Сотовая СЃРІСЏР·СЊ Башкортостана», Институт аэрокосмического приборостроения, DLR, Компания Cisco, Компания HuawРµi – сотрудничество РІ проведении Рё внедрении научно-исследовательских работ Рё опытно-конструкторских разработок РІ области проектирования Рё эксплуатации оптических Рё межспутниковых коммуникаций;

  • ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ РёРј. академика Р’.Рџ. Макеева»» (Рі. Миасс), Р—РђРћ «Туймазинский завод геофизического оборудования», РћРђРћ «Стерлитамакский завод строительных машин» - сотрудничество РІ образовательной деятельности, проведении научно-исследовательский работ Рё внедрении РёС… результатов РІ области проектирования гидромеханических систем Рё РёС… автоматики;

  • РћРђРћ «НК Роснефть», РћРћРћ «ЮНГ-РќРўР¦ Уфа», Институт математики СЃ Р’Р¦ РЈРќР¦ Р РђРќ - сотрудничество РІ проведении научно-исследовательских работ Рё внедрении РёС… результатов, подготовки специалистов РІ области компьютерного моделирования СЃ применением суперкомпьютерных технологий, моделирования процессов нефте- Рё газодобычи;

  • ГОУ Р’РџРћ «Московский авиационный институт (технический университет)В», ГОУ Р’РџРћ «Самарский государственный аэрокосмический университет», ГОУ Р’РџРћ «Казанский государственный технический университет РёРј. Рђ.Рќ. Туполева»- сотрудничество РІ области образовательной деятельности, проведении научно-исследовательских работ, подготовки кадров высшей квалификации Рё учебно-методической работы.

2.5. Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационной образовательной программы



      1. Результаты образовательного проекта



Непосредственно по окончании периода финансирования из средств государственной поддержки:

  1. Сформированное учебно-методическое, учебно-лабораторное, информационное и технологическое обеспечение новых дисциплин и новых разделов дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов (сведения о составе перечисленных видов обеспечения дисциплин приведены в

    Приложении 2.1

    ).

  2. Рабочие учебные планы образовательных программ основного и дополнительного образования,

  3. Пакет стандартов университета «Система менеджмента качества образовательной деятельности университета».

  4. Пакет локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность университета.

  5. Информационная система мониторинга и управления образовательной деятельностью университета.

  6. Сертификат системы менеджмента качества образовательной деятельности университета.

  7. Преподаватели университета, повысившие квалификацию посредством различных форм (2007 г. – 76 чел.; 2008 г. – 77 чел.).

  8. Преподаватели университета, участвовавшие в программах академической мобильности (2007 г. – 49 чел.; 2008 г. – 37 чел.).

  9. Обучающиеся университета, участвовавшие в программах академической мобильности (2007 г. – 32 чел.; 2008 г. – 52 чел.).

  10. Преподаватели других вузов, стажировавшиеся в УГАТУ по программам академической мобильности (2007 г. – 9 чел.; 2008 г. – 16 чел.).

  11. Обучающиеся других вузов, стажировавшиеся в УГАТУ по программам академической мобильности (2007 г. – 39 чел.; 2008 г. – 42 чел.).

В долгосрочной перспективе и на рынке труда:

  1. Созданная в университете образовательная система подготовки кадров мирового уровня в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации авиационных, транспортных, энергетических, инфокоммуникационных, топливодобывающих объектов.

  2. Подготовленные кадры мирового уровня в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации авиационных, транспортных, энергетических, инфо­коммуни­кацион­ных, топливодобывающих объектов.

2.5.2. Результаты, ожидаемые в ходе выполнения научно-производственных и научно-исследовательских проектов, приведены в

приложении 2.2.


2.6. Системность и масштаб влияния программы на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования


Системность программы


Заявляемая инновационная образовательная программа охватывает все элементы «треугольника знаний» (образование, исследова­ния и инновации). Взаимосвязанное развитие вуза в данных сферах создает синергетический эффект, позволяющий многократно усилить степень развития каждой составляющей «треугольника» относительно попыток их независимого развития. Результаты научных исследований и апробированная методология проведения инноваций явятся новым содержанием образовательных программ, а подготовленные по этим образовательным программам специалисты смогут успешно решать как задачи промышленного трансфера инноваций, так и задачи генерации новых знаний для последующего непрерывного развития технологий в заявляемой предметной области.

Масштаб влияния программы на инновационное развитие вуза


В период двухлетней бюджетной поддержки заявляемая образовательная программа непосредственно охватит 30 образовательных программ из 82, реализуемых в настоящее время университетом. В реализации данных образовательных программ принимает участие около 50% кафедр университета. В указанный период произойдет коренное перевооружение учебно-лабораторной и научной базы вуза, информационного и методического обеспечения учебного процесса. Будет повышена квалификация значительной доли профессорско-преподавательского состава вуза, что позволит перейти к масштабному переходу от традиционных технологий обучения, направленных в основном на обучение репродуктивной деятельности, к активно-деятельностным технологиям, формирующим у выпускников высокий уровень профессиональных компетенций. Возможность выполнять научные исследования на уникальном оборудовании, вести учебный процесс с использованием современных технических и информационных средств позволит привлечь в вуз наиболее талантливых молодых ученых и педагогов, активизирует научный и педагогический потенциал всего университета. Это позволит создать в университете атмосферу творческого отношения к учебной и научной деятельности как со стороны научно-педагогического коллектива, так и со стороны обучающихся, что является основным фактором реального преобразования вуза в исследовательский университет. Полученные в ходе реализации заявляемой образовательной программы результаты позволят к 2010 г. в полной мере распространить их на все реализуемые образовательные программы и вывести УГАТУ университет на уровень лучших университетов.

Масштаб влияния программы на инновационное развитие отраслей


Все тематические направления, охваченные заявляемой образовательной программой, в той или иной степени связаны с критическими технологиями федерального уровня, определяющими на ближайшие годы развитие экономического потенциала России, позволяющими изменить баланс валового внутреннего продукта страны от преобладания доли топливно-энергетического комплекса к преобладанию доли высокотехнологичных наукоемких отраслей. Технологический прорыв в этих отраслях возможен только при условии наличия кадров новой формации, владеющих не только фундаментальными знаниями, но и обладающими профессиональными компетенциями, позволяющими находить и осуществлять эффективные инновационные решения, успешно конкурировать на мировом рынке, свободно владея технологиями социальных межкультурных коммуникаций, в том числе и на иностранных языках. Только по специальностям и направлениям, непосредственно охватываемым заявляемой программой, университет выпускает ежегодно свыше 600 специалистов. Ежегодно поступают предложения о трудоустройстве выпускников университета с предприятий различных регионов России: «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (Моск. обл.), ОАО «Самолеты Сухого» (г. Москва), ОАО «Энергомаш-корпорация» (г. Санкт-Петербург), ОАО КнАПО (г. Комсомольск-на Амуре), ОАО «Иркут» (г. Иркутск), НПО «Сатурн» (г. Рыбинск), ОАО «Пермские моторы» (г. Пермь), ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»» (г. Миасс), и др.
Целый ряд научных исследований, выполняемых в рамках инновационной образовательной программы, будет выполнен по заказам или совместно с отраслевыми научно-исследовательскими организациями: ОАО «Институт технологии и организации производства» (г.Уфа), ООО «ЮНГ-НТЦ Уфа» (г.Уфа), НИЦ «CALS-технологий» (г.Москва), ГосНИИ ИТТ «Информика» (г.Москва), ЦИАМ им. В.П. Баранова (г.Москва), ВИАМ (г. Москва), Летно-испытательным институтом (г.Жуковский), Институтом аэрокосмического приборостроения, Немецким космическим агентством DLR и др., а также с академическими институтами: Институтом проблем сверхпластичности металлов РАН (г.Уфа), Институтом механики, Институтом математики, Институтом физики молекул и кристаллов УНЦ РАН (г.Уфа), РНЦ «Курчатовский институт», Институтом машиноведения им. А.А. Благонравова РАН и др.

Масштаб влияния программы на инновационное развитие региона


Республика Башкортостан относится к числу основных регионов-доноров Государственного бюджета России, является одним из наиболее развитых в промышленном отношении субъектов Российской Федерации. На ее территории расположены такие предприятия, как ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение», ФГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение» УППО, ФГУП «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика», ФГУП «Кумертауское авиационное производственное предприятие», КБ «Мотор», станкостроительное предприятие ОАО «Стерлитамак-МТЕ», Нефтекамский автобусный завод, ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «Нефтекамский автозавод», ОАО «Ишимбайский завод транспортного машиностроения «Витязь», ОАО «Башинформ­связь» и многие другие.
УГАТУ является единственным в Республике вузом, готовящим инженерные кадры для высокотехнологичных производств. Поэтому роль УГАТУ в кадровом обеспечении деятельности предприятий региона является определяющей.
Реализация заявляемой программы обеспечит:
- повышение конкурентоспособности продукции предприятий, в том числе на мировом рынке, за счет повышения качества подготовки и уровня компетенции выпускников УГАТУ;
- создание в Республике Башкортостан новых производств и сервисов, связанных с расширением и открытием подготовки специалистов в перспективных областях (двигателестроение, энергомашиностроение, телекоммуникации, обработка космических изображений, технологии объемных наноструктурных материалов);
- формирование в регионе резерва кадров руководителей различных звеньев, в том числе руководителей предприятий всех форм собственности, за счет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в рамках программ дополнительного профессионального образования.

Масштаб влияния программы на инновационное развитие системы высшего профессионального образования


Выполнение программы позволит значительно расширить взаимодействие с крупными отечественными и зарубежными техническими университетами, прежде всего аэрокосмического профиля, в рамках программ академической мобильности обучающихся и преподавателей, а также путем интеграции созданного в результате реализации программы учебно-методического обеспечения образовательных программ университета в федеральную и корпоративную (с иностранными университетами) информационно-образовательную среду; принять участие в формировании национального аэрокосмического университета.
Пакет стандартов университета, регламентирующий функционирование системы менеджмента качества образовательной деятельности, пакет локальных нормативных актов университета, регламентирующий образовательную деятельность, будет предложен для использования вузами Российской Федерации.
Приобретенным за счет финансирования программы научным оборудованием смогут пользоваться ученые вузов и научных центров России в рамках центров коллективного пользования.
Услугами центра высокопроизводительных вычислений смогут пользоваться специалисты всех заинтересованных учреждений и организаций страны.

2.7. Схема / механизмы управления реализацией инновационной образовательной программы


Система управления реализацией инновационной образовательной программы (далее – программы) предполагает построение взаимосвязанной системы целеполагания и управления достижением целей.
Система управления реализацией программы включает в себя:

  • Организационную структуру реализации программы.

  • Нормативно-методическое Рё информационное обеспечение управления программой.

Инновационная образовательная программа охватывает большое количество мероприятий, в реализации каждого из которых участвуют от десятков до сотен преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов, а также административный персонал УГАТУ. Сложность объекта управления, масштабы решаемых задач, жесткие сроки выполнения программы предполагают формирование эффективной системы управления и механизмов реализации программы. С другой стороны, программа будет реализовываться вузом с возможностью использования всей существующей организационной структуры университета. Поэтому формирование новых структурных образований должно быть минимизировано.
В этих условиях были приняты следующие основные принципы построения системы управления программой:

  • Соответствие структуры Рё механизмов управления системе целей Рё задач программы, обеспечение управляемости Рё эффективности реализации программы.

  • Координация процессов планирования Рё реализации программы.

  • Действенный контроль исполнения запланированных мероприятий.

  • Распределение ответственности Р·Р° результаты РЅР° всех СѓСЂРѕРІРЅСЏС… управления программой, обеспечивающее достижение конечных целей программы Рё высокое качество результатов.

  • Организация эффективного взаимодействия органов управления программой СЃРѕ всеми участниками ее реализации.

Основные уровни управления программой представлены в табл.2.7.

Уровни управления программой Таблица 2.7



в„–

Орган
управления



Состав органов управления
Исполнители



Функции



1

^ Уровень управления целями программы




Координационный совет



Руководитель программы – председатель Координационного совета по программе – ректор УГАТУ
Проректор по учебной работе
Проректор по научной и инновационной деятельности
Проректор по информатизации
Начальник финансового управления

Стратегическое управление

2

^ Уровень управления достижением целей программы




Дирекция
программы



Директор программы – проректор по научной и инновационной деятельности.
Директор образовательного проекта – проректор по учебной работе
Директор по информационному обеспечению – проректор по информатизации.
Директор научно-исследовательских и научно-производственных проектов – начальник научно-исследовательской части
Финансовый директор

Обеспечение качества реализации и результатов программы

3

^ Уровень административно-технической поддержки




Экспертные группы



Группа закупок оборудования
Группа информационной поддержки программы
Группа инженерно-технической поддержки программы
Группа PR-поддержки программы

Обеспечение экспертной поддержки реализации работ по направлениям


^ Уровень оперативного управления



4

Рабочие группы


по тематическим направлениям



Группы:

  1. Компьютерного моделирования с применением суперкомпьютерных технологий

  2. Проектирования и эксплуатации двигательных энергоустановок

  3. ERP-системы в управлении производством

  4. Проектирования гидромеханических систем и их автоматики

  5. Высоких технологий в двигателестроении

  6. Проектирования и эксплуатации мехатронных станочных систем

  7. Проектирования и эксплуатации оптических и межспутниковых коммуникаций

  8. Инновационной подготовки выпускников

  9. Коммуникационной подготовки выпускников

Организация и выполнение работ по направлениям

^ Уровень взаимодействия с бизнесом, государством и экспертным сообществом



5

Наблюдательный совет



Представители Ученого совета УГАТУ, Минобрнауки России, Рособразования, Минэкономразвития России, Кабинета Министров Республики Башкортостан, Торгово-промышленной Палаты Республики Башкортостан, Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан, руководители крупных компаний-работодателей и представители академического сообщества

Общественный контроль за ходом реализации программы и внедрением его результатов. Обеспечение эффективности программы и соответствие его результатов потребностям общества
^

Органы управления программой


Координационный совет

программы выполняет функции коллективного стратегического управления программы.
Основные функции Координационного совета по программе включают:

  • Определение стратегии реализации программы.

  • Определение структуры программы, направлений разработки образовательной программы.

  • Планирование программы, инициализация разработки руководящих методических материалов (Р РњРњ) РїРѕ программе, необходимых для реализации программы.

  • Организация Рё обеспечение функционирования системы управления программой.

  • Управление бюджетом программы, человеческими, материальными Рё техническими ресурсами программы.

  • Контроль достижения целей программы.

  • Подготовка предложений РїРѕ завершению программы Рё организация документирования процесса завершения программы.

Председатель координационного совета – руководитель программы – несет ответственность за достижение целей программы и качество результатов.
Основные функции

Дирекции программы

включают:

  • Координация разработки Рё ведения Плана программы.

  • Координация подготовки, согласования Рё ведения РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, документирования РёС… закрытия.

  • Организация разработки сметы Рё бюджета программы, контроль РёС… исполнения.

  • Организация коммуникаций между основными участниками программы, координация РёС… деятельности.

  • Информационное обеспечение участников программы.

  • Координация С…РѕРґР° реализации программы.

  • Контроль исполнения графика работ РїРѕ программе, анализ отклонений Рё прогнозирование выполнения Плана программы.

  • Эксплуатация автоматизированной системы управления программой: СЃР±РѕСЂ информации РѕС‚ участников программы, агрегация Рё обработка данных, РІРІРѕРґ данных РІ автоматизированную систему управления программой.

  • Организация формирования Рё предоставления отчетности Рѕ С…РѕРґРµ реализации Плана программы.

  • Организация документирования завершения целевых задач, этапов РїРѕ программе Рё программы РІ целом.

  • Ведение системы документооборота РїРѕ программе.

  • Ведение протоколов совещаний РїРѕ управлению программой.

  • Учет исполнения распорядительных документов РїРѕ программе.

  • Подготовка регулярных отчетов Рё специальных справок Рѕ выполнении программы.

  • Организация приемки результатов разработки этапов программы.

  • Организация оценки промежуточных Рё итоговых результатов программы.

Директоры проектов в рамках своих компетенций взаимодействуют со структурными службами университета (финансовым управлением, управлением бухгалтерского учета, учебным управлением, организационно-правовым управлением, отделом международных отношений и т.п.) и экспертными группами, обеспечивая реализацию проектов программы.

Экспертные группы

формируются для реализации отдельных видов деятельности в рамках выполнения образовательной программы на основе соответствующих по профилю структурных подразделений и комиссий УГАТУ: комиссия по размещению заказов университета, информационно-технический центр «Компьютеры и телекоммуникации», Башкирский региональный центр новых информационных технологий, административно-хозяйственная часть, пресс-служба. Руководители экспертных групп напрямую подчиняются дирекции программы.

Рабочие группы

формируются для непосредственной реализации образовательного, научно-исследовательского и научно-производственного проектов по отдельным тематическим направлениям.
Руководители рабочих групп несут ответственность за достижение целей программы по соответствующему тематическому направлению.
Заведующие кафедрами, руководители научно-методических советов специальностей, руководители научно-исследовательских и инновационных подразделений и организаций – соисполнителей подчиняются напрямую руководителям соответствующих рабочих групп. В составе рабочих групп работают научно-педагогические работники университета, работники организаций-соисполнителей, а также обучающиеся университета.
Рабочие группы непосредственно реализуют разработку инновационного содержания образовательных программ, подготовку учебно-методического обеспечения образовательной программы, научные исследования, принимают участие в реализации научно-производственных проектов.

Наблюдательный совет программы

выполняет функции общественного контроля за ходом реализации программы и внедрением его результатов, осуществляет экспертный надзор за текущими результатами программы, обеспечивает общественное обсуждение итогов реализации программы, эффективность ее реализации и соответствие результатов поставленным задачам.


edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная