Содержание введение 2 глава роль и место тестирования в образовательном процессе 6
Учебные материалы


Содержание введение 2 глава роль и место тестирования в образовательном процессе 6



Карта сайта

Загрузка...
^

1.6. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ


После того, как задачи будут подготовлены, следует проверить их объективность и корректность формулировок. Задачу или вопрос можно считать объективными или корректно сформулированными, если мнение ряда экспертов об их назначении, о правильности формулировок и пригодности вариантов ответов совпадает между собой.
Майоров А.Н. предлагает несколько правил для упорядочения заданий при испытании теста:
1) составьте базу данных для заданий;
2) проверьте содержание и формулировку задач в их взаимосвязи;
3) располагайте задания каждого типа вместе. При этом инструкцию и пояснения к ним необходимо давать один раз для каждой группы заданий. Это дает испытуемому возможность приспособиться к данному типу заданий, а, следовательно, достаточно понимания одной части инструкции для выполнения множества заданий;

  1. располагайте задания в порядке возрастания содержательной трудности. Это предотвратит случаи, когда слишком старательный испытуемый тратит всё своё время (или слишком много времени) на задания, которые он не может решить. При апробации теста желательно включить в инструкцию пункт о том, что если испытуемому не удается справиться с заданием, его необходимо пропустить, а после окончания работы над всем тестом вернуться к вызвавшему трудность заданию, если останется время;

  2. с учетом (3) и (4), располагайте материал с различными формами представления данных с чередованием, насколько это возможно. Это снижает монотонность и связанное с ним утомление;

  3. не комплектуйте вместе такое количество заданий, что среднему испытуемому для их выполнения потребуется более часа (для старшеклассников) – столько длится период активного внимания;

  4. при конструировании бланков тестов лучше разместить задачи на листах так, что они были пространственно разнесены и легко воспринимались. Задания и варианты ответов к ним должны располагаться на одной странице;

  5. важные части инструкции должны быть подчеркнуты или выделены особым шрифтом.

Содержание теста – это оптимальное отражение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Требование оптимальности подводит к идее уточнения содержания учебной дисциплины и теста, в состав которого входят знания, умения, навыки и представления.
При отборе тестовых заданий следует придерживаться следующих принципов отбора содержания тестовых заданий.

^ Значимость материала.

Этот принцип указывает на необходимость включения в тест только тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами. Такие элементы в виду их важности можно назвать структурными. В тест, следовательно, нужно включать только те материалы, которые выполняют роль инвариантного, опорного (структурного) каркаса в индивидуальном знании.

^ Научная достоверность.

В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое признано объективно истинным и поддается рациональной аргументации. Соответственно, все спорные точки зрения, которые существуют в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют четкого, заранее известного для преподавателя ответа.

^ Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки.

Этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалистов и проверять их знания не только на научно достоверном материале, но и соответствующим современным представлениям. Трудность реализации этого принципа заключается в опосредованности связи содержания теста с уровнем развития науки, через содержание учебной дисциплины. Чем лучше взаимосвязана эта триада, тем легче достигается искомое соответствие.

Репрезентативность.

В тест не только включают значимые элементы содержания, но и обращают внимание на полноту и их достаточность для контроля. В самом деле, можно взять пять-шесть элементов и проверить по ним знания учащихся. Но где уверенность, что они знают другие важные элементы содержания учебной дисциплины? Путь к появлению такой уверенности лежит в наиболее полном отображении необходимого знания в заданиях теста. Принцип репрезентативности не означает обязательного включения в окончательный вариант теста всех значимых элементов содержания. Ведь многие из них явно связаны между собой в общей структуре знаний или частично включены один в другой. Этому принципу соответствуют задания, которые лучше называть структурными.

^ Возрастающая трудность.

Этот принцип означает, что каждый элемент содержания образования в процессе обучения и контроля обладает некоторой усредненной мерой трудности, на которую и ориентируются преподаватели. Трудному содержанию обычно соответствуют и трудные задания. Учащийся, который справляется с трудными заданиями, обычно с большей вероятностью правильно выполняет и легкие задания.

Вариативность.

Содержание теста не может оставаться неизменным и независимым от развития науки, от нового содержания учебной дисциплины и от новых учебников. Из принципа репрезентативности вытекает, что по мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьировать и содержание теста. Кроме того, различным бывает контингент учащихся в учебных группах. Если тестируется слабая по подготовленности группа, то оказывается, что на трудные задания теста ни один учащийся правильно ответить не может, и потому из дальнейшей обработки и интерпретации тестовых данных эти задания следует изъять.

Системность.

Этот принцип означает подбор такого содержания тестовых заданий, которое отвечало бы требованиям системности знаний. Помимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знания. Это возможно только в тех случаях, когда задания теста коррелируют между собой.

^ Комплексность и сбалансированность.

Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если та тема – основополагающая в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные – если не все – темы учебного курса. Другая сторона рассматриваемого принципа — стремление сбалансировано отразить в тесте основной теоретический материал — понятия, законы и закономерности, гипотезы, факты, структурные компоненты теории — вместе с методами научной и практической деятельности; с умением эффективно выполнять типовые задания. Последние могут трансформироваться в форму тестовых заданий на установление соответствия или правильной последовательности, превращаться, таким образом, в дидактическую модель, используемую одинаково успешно и для контроля, и для обучения.

^ Взаимосвязь содержания и формы

. Настоящий педагогический тест можно охарактеризовать как результат взаимовлияния содержания знаний и наиболее подходящей им формы. Уже на стадии замысла содержание задания начинает обретать свою форму, но не всякое содержание поддается трансформации в форму тестового задания. Многие доказательства, обширные вычисления, многословные описания трудно выражаются, а то и совсем не выражаются в тестовой форме.
Выводы:
Таким образом, рассмотрено роль и место тестирования в образовательном процессе, действенность теста, эффективность теста, виды контроля с использованием тестов, требования к тестовым заданиям.
Отсюда следует, что тест не единственная форма отображения содержания учебной дисциплины, это только один из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля с заложенными в него параметрами качества.


edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная