Согласный звук [ш]
Учебные материалы


Согласный звук [ш]



Карта сайта sundownerprime.com
МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа №20
Методическая разработка урока обучения грамоте
в 1 «В» классе по теме:

«Согласный звук [ш]. Буква Ш».


Подготовила учитель начальных классов:
Бондаренко Татьяна Григорьевна

2012-2013 уч. год


Технологическая карта урока



Тема урока



Звук [ш]. Буква Ш. Строчная букава ш.

Цель урока



Познакомить учащихся с всегда твердым согласным звуком [ш], буквами ш,Ш. Учить писать строчную букву ш.

^ Организация образовательного пространства:



Информационный материал:

Азбука, тетрадь на печатной основе.

Демонстрационный материал:

Мультфильм, схемы «звуковички», схема звуко-буквенного анализа слова, иллюстрации, плакат «буква Ш», карточки с заданиями для читающих детей.

Предполагаемые результаты деятельности:

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

^ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:



Личностные умения:

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать выбор.

Регулятивные умения:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться выдвигать версию, отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные умения:

Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения твердости звука [ш], уметь давать характеристику звука.

Познавательные умения:

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Коммуникативные умения:

Оформлять свою мысль в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли (исполнитель – слушатель)

^ Конспект урока обучения грамоте, проведённого в 1 «в» классе



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

^ Орг. момент



Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.

Показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой.

^ Постановка учебной задачи



- Как шипит змея?
-Почему я задала этот вопрос? Что вы услышали?
Послушайте, внимательно, слова:

карандаш, машина, шкаф, стол.

Что заметили, на что обратили внимание? Какое слово лишнее? Почему?
В какой части слова находится новый звук [ш]?
Какой это звук?
А еще этот звук шипящий? Почему?
А еще какой этот звук? Послушайте, как он звучит в разных слогах-слияниях:

ша, шо, шу, ше, ши.


К нам на урок сегодня «пришел» согласный, глухой, твердый звук [ш], он приготовил для вас мультфильм про шубу (Как вы думаете, почему про шубу?), но не про обычную, а непослушную, посмотрите, что с ней приключилось. Смотрите внимательно, в этом мультфильме спрятались слова со звуком [ш] , найдите их и назовите. (Мультфильм из серии «Уроки тетушки Совы»)

^ Шуба- непоседа на стене висела.


Как-то прогуляться шуба захотела.


Вылезла в окошко,


Прыг через забор


По тропинке смело вышла за бугор.


А за бугорочком медведь зимовал,


Он примерил шубу


И себе забрал.


Давайте составим звуковую модель слова

ШУБА


Проверка выполненного задания.

Дети произносят звук [ш]
Вывод: это новый звук, с которым мы сегодня будем знакомиться
В словах: карандаш, машина, шкаф есть звук [ш]. Слово стол- лишнее.
В начале слова, в середине, в конце.
Согласный, глухой.
Дети произносят звук и приходят к выводу, что звук произносится, словно ветер в листьях шумит.
Звук [ш] всегда твердый.
В слове шуба есть звук [ш].
Дети называют слова со звуком [ш]:

шуба, вешалка, кувшин, шапка, мешок, окошко, шторы, петушок

.
дети выполняют задание самостоятельно в рабочих тетрадях;
объясняют свое решение.

^ Знакомство с буквой Ш.



Мы составили звуковую модель слова, а теперь напечатаем это слово. Кто знает, какой буквой обозначается звук [ш]?
Правильно! Звук [ш] обозначается согласной буквой Ш.
Посмотрите, внимательно, на что похожа буква Ш?

^ Шура сено ворошил,


Вилы в сене позабыл.



Читающий ребенок печатает это слово на доске
Дети говорят, на что похожа буква Ш.

^ Решение учебной задачи.



Красиво напечатайте в тетрадях букву Ш, а рядом букву А. Что получилось? ША
Напечатайте букву Ш, а рядом букву О. Что получилось?
ШО
Напечатайте еще раз букву Ш, а рядом букву И. Прочитайте.
Чтение слогов и слов с мультимедийного проектора:

ША ШО ШУ ШИ ШЕ


ка-ран-даш шко-ла кош-ка


ка-ран-да-ши Ми-ша Гри-ша


наш на-ша На-та-ша


Ма-ша


ФИЗМИНУТКА.


Маша шла. Шла, шла,


Земляничку нашла,


Села, поела,


Опять пошла.


Маша шла. Шла, шла,


Клубничку нашла,


Села, поела,


Опять пошла.


-Вот какая Маша молодец!
Знаете ли вы сказки?
Прочитайте предложения (в азбуке) и скажите из какой сказки девочка Маша.

Читающие дети получают индивидуальные задания-карточки с картинками и предложениями, из которых нужно выбрать одно, которое описывает картинку.
(Приложение №1)
Дети печатают букву Ш. Печатают и читают слоги.
Буква Ш всегда обозначает твердый звук.
Дети читают слоги и слова
Дети выполняют физминутку.
Дети читают предложения и называют сказку «Три медведя», объясняют свой ответ.

Рефлексия



Дифференцированное чтение.


Дети с картинками, встаньте, пожалуйста, по порядку, тем самым отвечая на вопрос «А что произошло потом?»

^ Тренировочное чтение.


(на доске записаны пословицы)
Эту русскую народную сказку пересказал нам Л.Н. Толстой, а еще русский народ сочинял пословицы, прочитаем их и скажем, когда так говорят?

^ Добро творишь – себя веселишь.


Перо пишет, а ум – водит.


Если не видишь –взойди на гору,


Если не понимаешь – спроси у старшего.



К доске выходят дети и зачитывают предложения к своей картинке.
Дети читают вопрос: «А что произошло потом?»
Дети читают продолжение сказки (чтение сопровождается показом картинок на мультимедийном проекторе)
(Приложение №2)
Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

^ Итог урока



Чему научились сегодня на уроке?
Хорошо уметь читать?
Поэтому завтра мы с вами продолжим обучаться грамоте.

Познакомились с новым звуком и новой буквой.
Можно самому найти ответы на многие вопросы, читая разные книги.

Приложение №1.


Карточка 1.


Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
-Кто хлебал из моей чашки?

Карточка 2.


Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну.

Карточка 3.


Потом девочка взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Карточка 4.


Поела похлебку и стала качаться на стуле.

Карточка 5.


А Мишутка подставил скамеечку и запищал тонким голосом:
-Кто ложился в мою постель?

Приложение №2.




edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная