Сорока-белобока»)
Учебные материалы


Сорока-белобока»)



Карта сайта

Загрузка...

«Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале
казалось парадоксальным и лишь с трудом
проникло в сознание педагогов».
Н. А. Бернштейн
В устном творчестве разных народов можно встретить игры и потешки, которые сопровождаются движениями пальцев (например, «Сорока-белобока»). В детской литературе разных стран существует жанр, который условно можно назвать «расскажи стихи руками».
Еще в древнем Китае было известно о том, что упражнения с участием кистей и пальцев гармонизируют тело и разум. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев упоминал в своих работах, что движения руками помогают снять умственную усталость. В. А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».
На протяжении многих лет педагоги, занимающиеся с детьми дошкольного возраста, используют в своей работе разнообразные игры, упражнения и приспособления по развитию мелкой моторики рук (так часто называют сложнокоординированные движения кистей и пальцев), зная о положительном воздействии этих упражнений на развитие ребенка. Конечно, следует понимать, что это не - панацея, а лишь одно из звеньев в комплексном подходе к коррекционно-развивающему процессу. Но при этом педагог, психолог, логопед, который занимается развитием мелкой моторики, должен ясно представлять сущность явления, так как специалист понимающий, какие физиологические механизмы лежат в его основе, что происходит, когда ребенок выполняет какие-то действия или движения руками, способен добиться гораздо больше того, кто лишь схватывает внешнюю суть.
Известно, что около 1/3 площади двигательной проекции в головном мозге занимает кисть руки, расположенная рядом с моторной зоной. Величина проекции кисти руки и такое ее расположение дали специалистам основание считать, что развитие и тренировка тонких движений пальцев рук будут стимулировать развитие речи ребенка. Данные электрофизиологических исследований Л. П. Панащенко подтвердили, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает опосредованное влияние на развитие активной речи.
Что же происходит при выполнении движений кистями и пальцами рук?
Эти движения вызывают возбуждение в двигательных центрах, и оно передается в соседние речевые моторные зоны, т. е. эти стимулирующие импульсы оказывают влияние на формирование речевых зон. Кроме того, в неврологии и физиологии существуют данные о том, что развитие тонкокоординированных движений кистей и пальцев рук повышает работоспособность и благотворно действует на функциональное состояние центральной нервной системы, оказывая неспицефическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга.
Развивать тонкие и сложнокоординированные движения рук необходимо с помощью пальчиковой гимнастики и массажа, в которых задействованы все пальцы. Пальчиковая гимнастика и массаж, сопровождаемые короткими стихотворными строчками наиболее эффективны для стимуляции развития ребенка.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и лучше понимать речь, повышают речевую активность ребенка. Пальчиковая гимнастика развивает у детей внимание, зрительную, слуховую и кинестетическую память, зрительно-пространственное восприятие, воображение и фантазию.
В результате систематического выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и выносливость, а это облегчает в дальнейшем овладение ребенком навыком письма.
В процессе работы в МБДОУ ЦРР детском саду, № 2 мной была создана авторская пальчиковая гимнастика и массаж.
Вся представленная в пособии пальчиковая гимнастика и массаж, четко взаимосвязана с лексическими темами, изучаемыми детьми. В пальчиковой гимнастике представлен большой лексический материал по расширению словаря по изучаемым темам. Дети не только массажируют пальцы, но и проговаривают слова изучаемой темы, например: «Животные жарких стран».
Массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания. Проводим на счет.
Раз – много в мире жарких стран.
Два – царство зноя и саванн.
Три – бегемотов, зебр и львов.
Четыре – носорогов и слонов.
Пять – верблюдов, обезьян.
Шесть – антилоп Гну и Джейран.
Семь – еще там есть жираф.
Восемь – много разных черепах.
Девять – крокодилы тоже есть.
Десять – хищников не счесть.
Ты всех быстро сосчитай,
Смело, пальчики сгибай.
В этой теме ребенок произносит 12 названий животных жарких стран. Таким образом, отрабатывается каждая лексическая тема, а их более 40.
Данная книга адресована широкому кругу пользователей: родителям, педагогам, психологам, логопедам.


edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная