Сопоставление дробей с схожими знаменателями
Учебные материалы


Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями



Карта сайта pkeeper4.ru
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
5-й класс

Цели урока

: Введение понятия сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности; Вспомнить, что значит расставить числа в порядке возрастания и убывания; повторить правила сравнения десятичных дробей; учить мыслить самостоятельно и делать выводы; учить сравнивать обыкновенные дроби; развивать в детях самооценку и уверенность в своих силах; воспитывать чувство коллективизма.

Задачи:

Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках;
Расширение кругозора и математической культуры учащихся;
Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;
Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися;
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

^ Оборудование урока

: проектор, презентация “Сравнение дробей”.

Тип урока

: изучение нового материала.

Вид урока

: комбинированный урок с использованием презентации, мультимедийных обучающих ресурсов.

Ход рока


I. Организационная часть.

Учитель

: — Сегодня новую тему вы будете изучать самостоятельно. Но изучение будет разложено по этапам. Слайд 1.
II. Актуализация опорных знаний.
На сколько частей поделен каждый пирог? Посмотрите на первый пирог: как вы думаете на сколько частей поделили этот пирог, сколько частей взяли? Как назвать по-другому “половина”? А “треть”? Покажите на рисунке, где здесь изображена четвертая часть пирога? Десятая часть пирога? А восьмая часть? Что больше - половинка или целый пирог? Что меньше - целый пирог или половинка? Что больше - половинка или одна из четырех частей (одна четверть)? Почему?
Слайд 2.

1

. Из чего состоит дробь? Что означает каждое из названного?

^ 2

. Сформулировать основное свойство дроби.

3

. В каких преобразованиях дробей используется основное свойство дроби?

4

. Что значит сократить дробь?

5

. Как привести дробь к новому знаменателю?

6

. Что значит привести дроби к общему знаменателю?
III. Устный счёт.
Решение примеров на сокращение дробей и приведение к новому знаменателю с использованием мультимедийного тренажёра «Я учусь решать примеры».
IV. Создание проблемной ситуации. Слайд 3.
Расставьте числа в порядке возрастания:
а)

247, 645, 719, 247, 146, 204, 656.


б)
При выполнении задания:
а) вспомнить правило сравнения натуральных чисел, при выполнении задания;
б) у ребят возникает проблема – как это сделать?

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как сравнивать дроби с одинаковым знаменателем (слайд № 3). Для этого изобразите в тетрадях прямоугольник, длина которого 8 см, а ширина 2 см. Это один прямоугольник. Запишем в первом прямоугольнике число 1 (Результат проверяется по слайду № 4). Начертите под первым прямоугольником такой же второй и разделите его на 2 равные части. Какие доли получили? Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите (слайд № 4 вторая картинка). Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части (слайд № 4 третья картинка). Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: одна вторая или две четвертые? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей (слайд № 4 четвертая картинка). Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в четверти, в половине прямоугольника? Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая? Ответы на все перечисленные вопросы дети дают, глядя на рисунок.
Сравните, пожалуйста, две дроби: (слайд № 5).
Молодцы!
Создав проблемную ситуацию учащимся предлагается самостоятельно, с помощью предложенных рисунков сформулировать правила сравнения дробей.

Учитель:

— Итак, я уже говорила, что выводить сегодня правила вы будете самостоятельно, а помогать вам в этом будут рисунки, изображающие дроби.
Ваша задача: разобраться с рисунком, что же все-таки он означает, он поможет вам сформулировать и записать правило.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Перейти к слайду 6.


При сравнении дробей с одинаковыми ________________ больше та дробь, у которой ____________ _______.


Для закрепления выполнить из учебника:

815

– устно с комментариями.

816

– на оценку под диктовку.

Сравнение дробей с одинаковыми числителями

. Слайд 7.

При сравнении дробей с одинаковыми ____________ больше та дробь, у которой ____________ _______.


Для закрепления выполнить из дидактического материала самостоятельно по вариантам

№ 7 со стр. 57.


Сравнение дробей с разными знаменателями.

Слайд 8.

Учитель:

— А как сравнить дроби у которых не равны ни числители, ни знаменатели? Например и ?

Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями. Нужно привести их к общему знаменателю.


<

Учитель: —

Сейчас мы сформулируем ещё несколько вспомогательных правил, но прежде вспомним какими бывают дроби и сравним их с единицей.

  1. Динамическая пауза.

Каждому ряду присваивается один из видов дробей по сравнению с единицей, учитель называет дробь, учащиеся определяют больше, меньше или равна она единице и поднимается тот ряд, который соответствует этой дроби.
Например:
VI. Знакомство с новым материалом.
Записать правило сравнения правильной и неправильной дроби:

правильная дробь всегда меньше неправильной.

(Почему?)
Также можно сравнивать дроби, сравнивая их с

единицей

или с

«половиной».


VII. Первичное закрепление знаний:
Математический диктант (выполняется на отдельных листах):
1) Запишите дробь:
а) сорок восемь сотых;
б) сто семьдесят шесть десятитысячных;
в) девятнадцать двести пятьдесят первых.
2) Запишите меньшую из дробей: восемнадцать двадцать третьих и пятнадцать двадцать третьих.
3) Запишите дробь с числителем двадцать шесть большую дроби двадцать один двадцать седьмых.
4) Косте дали две седьмых торта, а Мише – две девятых такого же торта. У кого из мальчиков больший кусок?
5) Верно ли высказывание:
а) точка М с координатой восемь тринадцатых лежит на координатном луче правее точки К с координатой три тринадцатых?
б) три десятых от тридцати метров равны десяти метрам.
в) одна минута составляет одну сотую часть часа.
г) если поменять местами числитель и знаменатель дроби, то полученная дробь окажется больше исходной?
Диктант проверяется на уроке. При этом учащиеся комментируют свой ответ. Слайд 9.
VIII. Закрепление изученного материала.

Учитель:

Выполнить задания на расставление дробей в порядке возрастания с применением мультимедийной демонстрации.
IX. Задание на дом: Слайд 10.

817, 818, 821.


Домашнее задание: кроме традиционного задания, напишите сказку или стихотворение о дробях. А может быть вам захочется рассказать о сравнении от лица одной из дробей.
X. Подведение итогов.


edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная