Выявление компенсаторных способностей у малышей с умственной дефицитностью
Учебные материалы


Выявление компенсаторных возможностей у детей с интеллектуальной недостаточностью



Карта сайтаnegevcapital.ru ^

2.2. Выявление компенсаторных возможностей у детей с интеллектуальной недостаточностью.


Для выявления компенсаторных возможностей следует определиться с зоной ближайшего развития ребенка и теми условиями, которые можно реализовать в пределах коррекционной школы VIII вида.
Для того чтобы определить зону ближайшего развития ребенка 1, 7 нужно определить понятие норма для используемой в настоящей работе выборки и именно к этой норме следует направить усилия воспитания.
Для оценки психологического развития детей с умеренной умственной отсталостью практически невозможно использовать какие-либо методы кроме наблюдения 1, 3, 30. Да и сравнивать их с кем-либо тоже очень трудно.
«Определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой»,  пишет Аверин В.А. 1. «К показателям психического развития ребенка относят: развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, направленность и т. д.); овладение системой разнообразных практических и умственных действий.» 1. Предметом психологического наблюдения является факт: 1) физические и умственные действия ребенка, 2) речь ребенка, 3) невербальные сигналы: мимика, жесты, позы, интонации речи.
В настоящей работе наблюдение за детьми проводилось по 5-6 часов в день. На уроках, включая музыку и физкультуру, во время прогулок и во время работы группы продленного дня.
Метод наблюдения позволяет дать ребенку положительную и отрицательную характеристику, то есть определить дефект и возможности по его компенсации.
Зону ближайшего развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью можно определить наблюдением за стадией его психического развития 1.
Дети использованной в настоящей работе выборки, обладают значительной полидисперсностью (разбросанностью) различных психических свойств по стадиям, причем наиболее низкий возраст стадии определяет дефект психического развития, а наиболее высокий возраст стадии определяет компенсаторные возможности ребенка.
Если наиболее высокий возраст стадии не превышает 5 лет (по любой классификации), то для настоящей выборки компенсаторные возможности детей не были определены, что подтверждается также определением IQ по диагностике интеллекта методом рисуночного теста 39 для некоторых детей из настоящей выборки IQ меньше 20. У остальных детей IQ 25 – 35. Данные по детям с IQ больше 20 представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 составлена для детей старшей школы (79 классы), а таблица 2 для начальной школы (2 и 4 классы).
В первой колонке обеих таблиц содержатся данные о возрасте наблюдения ребенка, составе его семьи и наличии домашнего животного в семье. В старшей школе семьи полные (кроме Насти), но домашнее животное отсутствует (за исключением Бори). В семьях детей старшей школы (кроме Насти) есть еще близкие по возрасту здоровые дети. В семьях детей младшей школы отсутствуют братья и сестры, семьи неполные (кроме Паши), но в 3 из 5 есть домашнее животное.
Выявленные дефекты разделены на 4 группы: речи, самостоятельности, сотрудничества, освоения трудовых навыков, поскольку именно эти факторы препятствуют дальнейшему развитию ребенка.
Компенсаторные возможности по сглаживанию дефекта были определены исходя из возрастных характеристик нормальных детей и должны служить формированию волевых качеств по преодолению дефекта.
В следующем столбце таблицы приведено оказанное воспитательное воздействие, более подробно описанное в следующем разделе.
Последний столбец таблицы отражает эффект воздействия, который становится заметен в течение одного учебного года.
Таблица 1

^ Данные по выявлению компенсаторных возможностей и методов их актуализации для детей старшей школы (7 – 9 о.р. класс)



^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты речи



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Таня, 15-18 лет, мама, папа, старшая сестра.

Речь невнятная, сбивчи­вая, эмоциональная, на­зойливая.

Желание общаться, делиться эмоциональны­ми переживаниями, чита­ет по слогам.

Игра в молчание, обмен ролями, общение с природой, животными.

Стала спокойнее, пере­ключилась с расска­зами на одноклассника Борю.

Света, 15-17 лет, мама, папа, старший брат.

Не умеет рассказывать, вести беседу, односложно отвечает.

Охотно отвечает на во­просы взрослых, читает.

Работа по карточкам-схемам, учить диалогу.

Рассказывает дома о том, что делали в классе, рассказывает о доме.

Настя, 15-17 лет, мама.

Речь быстрая, эмоцио­нальная, сбивчивая, на­зойливая.

Любит быть со взрос­лыми, сидеть рядом.

Работа по карточкам-схемам, общение в круге.

Научилась быть вместе с одноклассниками.

Петя, 16-18 лет, мама, пата, младший брат.

Говорит отдельные слова.

Хорошо понимает речь, есть чувство юмора, читает.

Работа по карточкам-схемам.

Читает подписи, пишет свой домашний телефон.

Боря, 12-15 лет, мама, старший брат, собака, кошка.

Не любит рассказывать, повторяет одно и то же.

Хорошо понимает речь, умеет слушать других, читает.

Работа по карточкам-схемам.

Активно слушает, задает вопросы, пишет записки.

Продолжение таблицы 1

^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты самостоятельности



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Таня, 15-18 лет, мама, папа, старшая сестра.

Чрезмерно самостоя­тель­на и авторитарна, любит перепоручать дру­гим свои дела.

Желание общаться, хоро­шая память, настой­чи­вость.

Обмен ролями, работа по карточкам-схемам, аде­кват­ная самооценка, учи­ли обращаться за по­мо­щью, учили наблюде­нию за природой и живот­ными, рисование портрета

Умеет занять себя, обратиться за помощью и подождать отдыхая.

Света, 15-17 лет, мама, папа, старший брат.

Упрямо делает все сама, продолжает делать ошибки, не воспринимает критику.

Может работать самосто­ятельно, молча, упорно, может начать заново, любит осваивать новое.

Учили обращаться за помощью и принимать ее, учили общению с приро­дой и животными, рисо­вание портрета.

Научилась просить заплести косы, почитать книгу, начать новое дело.

Настя, 15-17 лет, мама.

Что-либо делает только вместе со взрослыми.

Умеет работать руками, любит гулять на природе, может долго наблюдать за чем-либо.

Общение с природой и животными, рисование портрета.

Может что-либо делать, не держа взрослого за руку.

Петя, 16-18 лет, мама, пата, младший брат.

Упрямо следует стерео­типу в поведении, не обращая на кого-либо внимания.

Умеет работать руками, работает самостоятельно, молча, упорно.

Объясняли заранее откло­нения от стереотипа в поведении, учили обще­нию с природой, живот­ны­ми, обращаться за помощью своевремен­но, рисование портрета.

Просит себе задание, считает на калькуляторе, раскрашивает, рисует, действует с оглядкой на других людей.

Боря, 12-15 лет, мама, старший брат, собака, кошка.

Забывает начатое дело, постоянно отвлекается, имитирует деятельность, делает все крайне медленно.

Может долго занимать себя, охотно исправляет свои ошибки.

Напоминали о заданном задании, проверяли зада­ние, заботились о нем, работа по карточкам-схемам.

Работает тщательно, исправляя ошибки, обращаясь за помощью в 5 раз быстрее.

Продолжение таблицы 1

^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты
сотрудничества



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Таня, 15-18 лет, мама, папа, старшая сестра.

Берет на себя роль лидера, не умеет работать вместе с одноклассниками.

Желание общаться, хоро­шая память, эмпатия к другим людям.

Совместные настольные игры, обмен ролями, учили дарить подарки, открытки, угощать гостей.

Играет в настольные игры, спокойно ждет своей очереди.

Света, 15-17 лет, мама, папа, старший брат.

Не обращается за помо­щью, не вступает в контакт сама, позволяет управлять собой.

Умеет и любит заботиться о других, если ее по­просят.

Учили дарить подарки, угощать гостей, выпол­нять поручения вне класса.

Научилась поздравлять, приглашать и угощать гостей, не позволяет управлять собой.

Настя, 15-17 лет, мама.

Не обращается за помо­щью и не помогает сама, находится в навязчивом контакте со взрослыми.

Идеальный пациент, лю­бит помогать взрос­лым.

Учили выполнять простые поручения в классе, ри­сование портрета, обще­ние с природой.

Увеличилась самостоя­тельная занятость, умень­шилась нытье.

Петя, 16-18 лет, мама, пата, младший брат.

Не делится едой, игруш­ками с одноклассниками.

Любит похвалу взрослых.

Замечали успехи, хвали­ли, учили совмест­ной деятельности, игре.

Играет в настольные игры, помогает взрослым, поздравляет, угощает гостей.

Боря, 12-15 лет, мама, старший брат, собака, кошка.

Выполняет только пассив­ные роли, не обращается за помощью.

Послушен, неагрессивен, умеет слушать других.

Учили выполнять поруче­ния вне класса, спра­шивать чье-либо мнение, выполнять инструкции.

Играет в настольные игры с одноклассниками, имеет собственное мнение.

Продолжение таблицы 1

^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты освоения трудовых навыков



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Таня, 15-18 лет, мама, папа, старшая сестра.

Не любит ничего само­стоятельно делать, по­стоянно перекладывает работу на других, не воспринимает критику, не исправляет свои ошибки.

Чувство ответственности, хорошая память, внима­ние, скорость реакции, делает все быстро.

Учили запоминать поря­док действий с помощью карточек-схем, выделять свой объем работ, пере­саживание с одноклас­сниками.

Работает вместе с одно­классниками или по очереди, не переклады­вает работу на других.

Света, 15-17 лет, мама, папа, старший брат.

Ориентация на отрица­тельных лидеров, приво­дящая к лени.

Умеет упорно и точно работать руками, усид­чива, самостоятельна.

Предлагали освоить но­вые сложные виды дея­тельности и эффект.

Научилась самостоя­тель­но вязать крючком, вы­шивать, шить на швейной машине, варить кисель и манную кашу.

Настя, 15-17 лет, мама.

Ничего не начинает без настойчивых просьб, плачет, ложится на диван.

Любит быть со взрос­лыми.

Совместная со взрослыми деятельность.

Научилась под наблюде­нием делать бутерброды, вышивать, умеет нена­долго занять себя.

Петя, 16-18 лет, мама, пата, младший брат.

Агрессивно реагирует на критику, не исправляет ошибки, не сотрудничает со взрослыми и сверст­никами.

Упорство, терпение, на­стойчивость, умеет рабо­тать руками, доводит дело до конца.

Учили шить, вышивать, готовить, убирать, мыть посуду.

Охотно моет посуду, убирает со стола не только за собой, но и за другими.

Боря, 12-15 лет, мама, старший брат, собака, кошка.

Заигрывается при выпол­нении трудовых действий, бросает начатое, ленится, пассивно ждет, когда его обслужат.

Умеет повторять действия за старшими.

Учили шить, вышивать, мыть и убирать посуду, мыть пол.

Моет посуду, убирает со стола за собой и за другими, самостоятельно моет пол, шьет, вышивает.

Таблица 2

^ Данные по выявлению компенсаторных возможностей и методов их актуализации для детей начальной школы (2 и 4 о.р. классов)



^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты речи



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Паша, 12 лет, мама, папа, морская свинка.

Речь замедленная, протя­ж­ная, не любит общаться со сверстниками, ответы односложные.

Хорошо понимает речь, учит стихи, читает.

Объясняли значение слов, расширяли активный и пассивный словарный запас, работа по карточ­кам-схемам, портрет и работа с фото.

Общается со сверстника­ми, охотно рассказывает о доме.

Дима, 12 лет, мама, кот

Невнятная, медленная, нежелание общаться.

Хорошо понимает речь, читает, эмпатия по отношению к людям и животным.

Портрет, работа с фото, работа по карточкам-схемам.

Охотно рассказывает о доме.

Андрей, 12 лет, мама, бабушка.

Назойливая, повторы фраз, настойчивые вопросы.

Учит стихи, любит общаться со взрослыми.

Портрет, работа с фото, игра в молчание, обмен ролями.

Уменьшилась назойливость, отвечает на вопросы о доме.

Женя, 13 лет, мама.

Невнятная, медленная.

Хорошо понимает речь, молчалива, послушна.

Портрет, работа с фото, работа в уголке природы, работа по карточкам-схемам.

Отвечает на вопросы о доме, обращается с просьбами к одноклассникам, выполняет поручения в классе.

Марина, 13 лет, мама, кошка.

Невнятная, медленная.

Хорошо понимает речь, послушна, молчалива.

Портрет, работа с фото, работа по карточкам-схемам.

Научилась быстрее откли­каться на просьбы взрос­лых.

Продолжение таблицы 2

^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты самостоятельности



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Паша, 12 лет, мама, папа, морская свинка.

Ограниченная возмож­ность передвижения, кри­тикует других, посто­янно со всеми ссорится.

Терпеливость, созерца­тель­ность, хорошая па­мять, внимание, чувство ответственности.

Учили выполнять простые поручения, наблюдать за одноклассниками, читать вслух, обращать внимание на эмоциональное состо­яние других.

Играет в совместные настольные игры, обща­ется с одноклассниками.

Дима, 12 лет, мама, кот

Не желает выполнять са­мостоятельно какие-либо работы, злится, если за­ставляют.

Терпеливость, созерца­тельность.

Учили выполнять простые задания, самостоятельно определяя объем работ.

Выполняет простые учеб­ные задания.

Андрей, 12 лет, мама, бабушка.

Не спрашивая разрешения, может начать что-либо делать, назойливо требует к себе внимания взрослых.

Желание сотрудничать со взрослыми и заслужить их похвалу.

Учили занимать себя настольными играми самостоятельно и выпол­нять совместную работу с одноклассниками.

Умеет занять себя на­стольными играми молча, умеет играть в простые игры с одноклассниками.

Женя, 13 лет, мама.

Не умеет обращаться за помощью, даже если не справляется сама.

Терпение, послушание, повторение действий взрослых.

Учили своевременно обращаться за помощью, заявлять о своих нуждах.

Обращается за помощью, умеет исполнять простые поручения в классе.

Марина, 13 лет, мама, кошка.

Лень в освоении само­стоятельных навыков, неумение обращаться за помощью и заявлять о своих нуждах.

Терпение, послушание.

Учили своевременно об­ра­щаться за помощью и заявлять о своих нуждах.

Чаще обращается за по­мощью и заявляет о своих нуждах.

Продолжение таблицы 2

^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты
сотрудничества



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Паша, 12 лет, мама, папа, морская свинка.

Боится выступать на сцене, помогает только взрослым, не любит делать что-либо новое.

Терпение, настойчивость, ориентация на взрослых.

Работа по карточкам-схемам. Учили сотрудни­чать с одноклассниками, обращаться за помощью и помогать другим.

Просит о помощи, помо­гает одноклассникам, улуч­шилось настроение.

Дима, 12 лет, мама, кот.

Желает быть в оди­ночестве, не обращается за помощью, не помогает другим.

Терпение, послушание, ориентация на взрослых.

Работа по карточкам-схемам, учили обращаться за помощью и помогать другим.

Просит о помощи, улуч­шилось настроение.

Андрей, 12 лет, мама, бабушка.

Не слушает других, не обращается за помощью, не помогает другим. В общении назойлив.

Активность, настойчи­вость, ориентация на взрослых.

Работа по карточкам-схемам, совместная дея­тельность с одноклассни­ками, общение в круге.

Замечает, когда одноклас­сники нуждаются в помощи и сообщает об этом взрослым.

Женя, 13 лет, мама.

При сотрудничестве с одноклассниками заиг­рывается, затруднена со­вместная деятельность с одноклассниками.

Хорошо понимает про­сьбы и инструкции взрослых, терпение, по­слушание, повторение за взрослыми.

Учили наводить порядок в классе и играть совместно с одноклассниками.

Умеет наводить порядок в классе и помогать одно­классникам в совместной деятельности.

Марина, 13 лет, мама, кошка.

Лень в выполнении каких-либо просьб и поручений, касающихся одноклассни­ков и взрослых.

Терпение, послушание.

Учили выполнять со­вместную работу с од­ноклассниками, играть в сюжетно-ролевые игры.

Научилась играть в совместные настольные игры, чаще откликаться на просьбы одноклас­сников.

Продолжение таблицы 2

^ Имя, возраст, состав семьи, домашнее животное



Дефекты освоения трудовых навыков



Компенсаторные возможности



Воздействие



Эффект воздействия



Паша, 12 лет, мама, папа, морская свинка.

Плохая координация дви­жений, быстрая утомляе­мость.

Терпение, желание на­учиться.

Работа по карточкам-схемам.

Научился вытирать пыль, поливать цветы, работать с пылесосом, мыть посу­ду, мыть пол.

Дима, 12 лет, мама, кот

Не желает ничего делать, в ответ на просьбы  истерика.

Терпение, послушание, ориентация на взрослых.

Работа по карточкам-схемам с выделением минимального объема работ.

Убирает со стола, моет посуду, вытирает пыль, работа с пылесосом.

Андрей, 12 лет, мама, бабушка.

Выполняет какие-либо действия только вместе со взрослыми.

Активность, настойчи­вость, ориентация на взрослых.

Работа по карточкам-схемам с самостоятель­ным отслеживанием по­рядка действий.

Убирает со стола, моет посуду, вытирает пыль, работа с пылесосом, полив цветов, наведение порядка в классе.

Женя, 13 лет, мама.

Не берется ничего делать самостоятельно, быстро устает.

Терпение, послушание, ориентация на взрослых.

Работа по карточкам-схемам.

Убирает со стола, моет посуду, вытирает пыль, поливает цветы.

Марина, 13 лет, мама, кошка.

Лень, нежелание что-либо делать.

Терпение, послушание, ориентация на взрослых.

Работа по карточкам-схемам с выделением небольшого объема дей­ствий.

Быстрее откликается на просьбы взрослых, убирает со стола, моет посуду, вытирает пыль под наблюдением взрос­лых.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная