Возмездие непредотвратимо
Учебные материалы


Возмездие неотвратимо



Карта сайта mms220.com
ВОЗМЕЗДИЕ НЕОТВРАТИМО
1017


ВОЗМЕЗДИЕ НЕОТВРАТИМО


И. И. Величко



На протяжении трех веков российский флот играл выдающуюся роль в обеспечении нацио­нальной безопасности страны и защиты ее геопо­литических интересов. С появлением принципи­ально нового вида вооружений - морских страте­гических комплексов с баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) - на флот бы­ла возложена уникальная задача - обеспечение стратегической стабильности в мире. Следует подчеркнуть, что это грозное оружие флота все­гда служило средством ядерного сдерживания, не-
ВЕЛИЧКО Игорь Иванович - доктор технических на­ук, главный конструктор Государственного ракетного центра "КБ машиностроения им. акад. В.П. Макеева".
отвратимого возмездия по отношению к агрессору. После подписания Договора СНВ-2 (Старт-2) именно сдерживающий компонент триады стра­тегических ядерных сил стал ведущим.
Первопроходцем использования баллистичес­ких ракет на подводных лодках по праву считает­ся СП. Королев. По проекту ОКБ-1 на основе оперативно-тактической ракеты Р-11 была со­здана и испытана первая морская баллистическая ракета Р-1

1ФМ.

Выпуск конструкторской докумен­тации и освоение серийного производства ракеты были поручены специальному конструкторскому бюро В.П. Макеева, впоследствии - КБ машино­строения им. акад. В.П. Макеева, на базе которого в 1993 г. организован Государственный ракетный

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 66 №11 1996

1018
ВЕЛИЧКО



центр. 16 сентября 1955 г. впервые в мире с под­водной лодки стартовала боевая баллистическая ракета Р-11ФМ.
Этапы создания трех поколений отечествен­ных БРПЛ отражены в таблице, где приведены также данные по БРПЛ США.
В 50-60-е годы мы отставали по техническому уровню многих смежных с ракетостроением об­ластей техники, что предопределило отставание наших морских ракетных комплексов от амери­канских по дальности и точности стрельбы, вели­чине боекомплекта на лодке, точности навигаци­онного обеспечения, а также по некоторым дру­гим характеристикам. Американские БРПЛ первого поколения, развернутые на 18 подвод­ных лодках, стали основой стратегических сил США. Затем, при модернизации лодок, эти раке­ты были заменены на ракеты второго поколения. Объем развертывания наших БРПЛ первого по­коления был меньше примерно в 4 раза, эксплуа­тация их была длительной и завершилась в конце 80-х годов, а модернизация лодок с заменой ракет носила единичный характер. Тем не менее они сыграли немалую роль в балансе стратегических сил в 60-е годы. Первой ракетой, специально раз­работанной для подводной лодки, стала ракета
Р-13, оснащенная мощной боеголовкой. Проекти­рованием этой ракеты под научно-техническим руководством СП. Королева занимались специа­листы ОКБ-1 и уральского КБ. Конструкторская разработка, освоение опытного и серийного про­изводства, летные испытания и сдача на вооруже­ние осуществлялись КБ В.П. Макеева. Первые морские ракеты Р-11ФМ и Р-13 стартовали с верхнего среза ракетной шахты лодки, находя­щейся в надводном положении, что, безусловно, снижало боевые возможности и сдерживающий потенциал нового вида стратегического оружия. Возникла необходимость в освоении подводного старта. Эта задача была решена КБ В.П. Макеева в ходе создания комплекса Д-4 с ракетой Р-21. Отечественные БРПЛ первого поколения (Р-13, Р-21) размещались на подводных лодках проекта 629 главного конструктора академика Н.Н. Иса-нина, а также на первом атомном ракетоносце, созданном под руководством генерального кон­структора академика С.Н. Ковалева. Все после­дующие стратегические атомные ракетоносцы строились по его проектам. В процессе создания ракетных комплексов первого поколения роди­лась мощная кооперация морских ракетчиков во главе с КБ В.П. Макеева. Было налажено

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 66 №11 1996

^ ВОЗМЕЗДИЕ НЕОТВРАТИМО
1019

взаимодействие конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов. К ра­ботам был подключен ряд академических и от­раслевых научно-исследовательских институтов. С их участием морские ракетчики успешно реши­ли две сложнейшие научно-технические задачи. Во-первых, старт баллистической ракеты был осуществлен с подвижного качающегося основа­ния при постоянно меняющихся координатах точ­ки старта и направления на цель. Это дало воз­можность создать стратегические ракетные сис­темы с принципиально новым качеством -подвижностью пусковой платформы. Во-вторых, был произведен старт баллистической ракеты из подводного положения, что позволило придать морским стратегическим силам скрытность и не­уязвимость. В дальнейшем на всем протяжении истории отечественных БРПЛ российская наука играла решающую роль в обеспечении их высо­кого технического уровня и тактико-технических характеристик, не уступающих американским аналогам.
Сопоставление результатов, полученных при разработке отечественных БРПЛ первого поко­ления, с американскими достижениями показало, что необходим качественный скачок в развитии морских стратегических сил. Ясны были и основ­ные направления: многократное увеличение бое­комплекта ракет на подводной лодке, обеспече­ние малогабаритности ракет, боеголовок, пуско­вых установок, ракетных шахт, автоматизация процессов обслуживания при хранении, предстар­товой подготовке и залповой стрельбе, всемерное повышение тактико-технических характеристик и эксплуатационных качеств ракет и ракетных комплексов. В ходе работ над ракетами второго поколения были достигнуты значительные успе­хи в области двигателей на жидком топливе, бортовых и корабельных систем управления. Со­вокупность оригинальных схемно-компоновоч-ных, конструктивных, технологических, произ­водственных и организационно-технических ре­шений была воплощена в одноступенчатой БРПЛ РСМ-25 и двуступенчатой ракете РСМ-40, кото­рые легли в основу морской ветви отечественно­го ракетостроения.
Главными особенностями морских жидкост­ных ракет стали их малогабаритность и такая вы­сокая плотность компоновки, при которой прак­тически полностью отсутствуют свободные от топлива объемы. Это удалось достичь за счет размещения двигателей в баках компонентов топлива ракеты, исключения традиционных хво­стовых, межступенчатых и межбаковых отсеков, размещения приборов системы управления и бое­головок в области переднего днища ракеты. Дру­гая особенность — совместная компоновка ракеты с пусковым столом и амортизирующими устрой­ствами, что обусловило многократное уменьше­ние радиального зазора между ракетой и прочной
шахтой подводной лодки. В результате масса пу­сковой установки снизилась почти на порядок, су­щественно уменьшилась масса ракетной шахты и воды, перекачиваемой в шахту из цистерн под­водной лодки при предстартовой подготовке. Та­ким образом, были созданы предпосылки для резкого увеличения боекомплекта ракет, разме­щаемых на подводной лодке, а реализация цент­рализованного автоматизированного управления подготовкой и стартом боекомплекта сделала эффективным его применение.
Особо следует отметить технические реше­ния, связанные с заводской заправкой ракеты топливом и ампулизацией баков путем заварки заправочных клапанов. Заводская заправка по своему значению для совершенствования ракет­ной системы аналогична упомянутым выше раз­мещению двигателей в баках и созданию малых по весу и габаритам стартовых систем. Она обус­ловила экологическое совершенство БРПЛ, по­скольку позволила исключить заправочные ра­боты на флотах и возможные при этом проливы топлива. И наконец, была усовершенствована си­стема управления ракетой: в ее состав наряду с цифровой вычислительной техникой была вклю­чена гироплатформа со средствами коррекции полета БРПЛ по навигационным светилам. Без этого получение приемлемой точности стрельбы было бы просто невозможно.
Для отечественных БРПЛ второго поколения характерно существенное улучшение их тактико-технических характеристик и повышение эффек­тивности: боевые возможности этих ракет выве­дены на действительно стратегический уровень, сделан решающий прорыв в эксплуатационных свойствах морских ракет как при их обслужива­нии на подводной лодке, так и в наземных услови­ях, ликвидирован общий разрыв в выходных ха­рактеристиках морских ракет СССР и США, сло­жившийся в первом поколении, при различии отдельных, но весьма существенных свойств: в СССР - межконтинентальная дальность стрель­бы и моноблочная головная часть, в США - сред­няя дальность и разделяющаяся головная часть. Межконтинентальная дальность полета отечест­венных БРПЛ стала компенсацией особенностей вое; * сографического положения нашего го­сударства в борьбе за достижение Стратегическо­го равновесия, тогда как внедрение в США разде­ляющихся головных частей с наведением боего­ловок на индивидуальные цели (технология МИРВ), как сегодня общепризнано, было направ­лено на то, чтобы достичь стратегического пре­восходства за счет количества развернутых бое­головок.
При определении направлений развития БРПЛ третьего поколения существенную роль сыграли положения и ограничения Договоров по ПРО и ОСВ-1 в 1972 г. и Договора ОСВ-2 в 1979 г. Практически одновременно была начата

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 66 №11 1996

1020
ВЕЛИЧКО



опытно-конструкторская разработка двух мор­ских ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы: жидкостной РСМ-50 при использовании традиционных решений с целью создания ракеты с разделяющейся головной частью в кратчайший срок (за четыре года) и твердотопливной РСМ-52.
В США процесс разработки ракет третьего поколения был также двухэтапным ("Трайдент С-4" и "Трайдент Д-5").
Достигнутые результаты сторон достаточно высоки и сопоставимы как по боевой эффектив­ности, так и по техническому уровню стратегиче­ского оружия. В целом тактико-технические ха­рактеристики морских ракет третьего поколения СССР и США, влияющие на стратегическое рав­новесие (дальность, точность, боеготовность, скорострельность, боевое оснащение), выравня-лись.
В ходе работ над ракетой РСМ-52 создана ори­гинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки
на ракете, в максимальной степени использованы задел и опыт по созданию боеголовок, бортовой системы управления с астрокоррекцией, кора­бельных вычислительных средств и корабельной системы управления, предложена новая техноло­гическая схема эксплуатации ракеты с примене­нием агрегатов наземного оборудования на же­лезнодорожном ходу. Последней из завершенных отечественных разработок стала БРПЛ РСМ-54, которая по своему энергомассовому совершенст­ву не имеет равных в мире. В целом современные баллистические ракеты подводных лодок России отличаются высоким техническим уровнем, про­стой в эксплуатации, приемлемой экологической безопасностью и необходимой надежностью.
Не могу не остановиться еще на одной стороне деятельности Государственного ракетного цент­ра, касающейся использования боевых ракетных технологий в мирных целях. Прежде всего речь идет о запуске в верхние слои атмосферы экспе­риментальных и технологических блоков с целью

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 66 № 11
1996
^ ОТ ТОРПЕДЫ ДО ПРОТИВОЛОДОЧНОГО КОМПЛЕКСА
1021

проведения научных исследований, а также полу­чения новых материалов и биопрепаратов в усло­виях микрогравитации. При этом ракеты, осна­щенные такими блоками, запускаются непосред­ственно с подводных лодок. В рамках этого направления с использованием ракет-носителей "Зыбь" (переоборудованная БРПЛ РСМ-25) про­ведены три запуска технологических блоков на суборбитальные траектории.
В первом случае в блоке "Спринт" были раз­мещены 15 экзотермических печей с кварцевыми ампулами, содержащими наборы исходных мате­риалов. Цель эксперимента состояла в отработке процессов получения полупроводниковых мате­риалов с улучшенной кристаллической структурой и сверхпроводящих сплавов в условиях невесомос­ти. В двух запусках блока "Эфир" с биотехнологи­ческой аппаратурой "Медуза" отрабатывалась тех­нология очистки материалов и промышленного получения методом электрофореза особо чистых медицинских препаратов.
7 июня 1995 г. по контракту с Германским ко­смическим агентством с помощью ракеты-носи­теля "Волна" (переоборудованная БРПЛ РСМ-50) проведен запуск блока "Волан" с научной ап­паратурой Бременского университета, предназ­наченной для исследования процессов термичес­кой конвекции жидкостей в невесомости. Россий­ская сторона успешно реализовала условия контракта. В частности, были обеспечены особо высокая степень невесомости, "мягкое" призем­ление блока в заданном районе, надежное управ­ление научной аппаратурой на всех этапах полета, контроль за ее функционированием. Результаты проведенного международного эксперимента вы­явили заинтересованность космических агентств ряда стран в развитии сотрудничества в области космических исследований с использованием мор­ских ракет России.
Кроме того, Государственный ракетный центр предусматривает создание на основе технологий и элементов БРПЛ коммерческих ракет-носите-
лей для запуска низкоорбитальных аппаратов по заказам зарубежных и российских потребителей. В частности, на базе ракеты РСМ-54 создается ряд носителей "Штиль", запуск которых может осуществляться как со стационарного испыта­тельного стенда, так и с самолета. В последнем случае схема запуска состоит в том, чтобы, образ­но говоря, сбросить ракету за борт самолета. По­сле этого она занимает в воздухе вертикальное положение и стартует в нужном направлении. Ра­кета-носитель "Штиль-ЗА", стартующая с само­лета АН-124 (проект "Аэрокосмос"), способна доставить на экваториальную орбиту высотой 200 км полезную нагрузку около 1000 кг. По про­екту "Прибой" базой для ракеты-носителя слу­жат технологии и элементы ракет РСМ-52 и РСМ-54. Ракета стартует непосредственно с по­верхности моря после эвакуации из шлюзовой ка­меры транспортного корабля типа "Стахановец Котов". Из района экватора такой носитель спо­собен выводить на орбиту высотой 200 км полез­ный груз в 2.5 т. Проекты "Аэрокосмос" и "При­бой" обеспечивают высокую оперативность, мо­бильность и полную автономность запусков. При этом отпадает необходимость в отчуждении уча­стков суши под зоны для падения отработанных ступеней, а неблагоприятные экологические по­следствия снижаются до минимума.
Государственный ракетный центр при под­держке руководства военно-космических сил, во­енно-морского флота, Министерства оборонной промышленности России и Российского космиче­ского агентства планирует провести впервые в мировой практике запуск искусственного спутни­ка Земли непосредственно с подводной лодки. Спутник "Компас", созданный коллективом Ин­ститута земного магнетизма, ионосферы и рас­пространения радиоволн, предназначен для под­тверждения методов прогноза землетрясений. Этот эксперимент, имеющий важное научное и практическое значение, мы посвящаем 300-ле­тию Российского флота.

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 66 № 11
1996


edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная